Перейти

Бэккантри лагерь в юртах, Ак-суу, Кыргызстан – Backcountry yurt camp in Ak-suu, Kyrgyzstan

Еще в 2006 году я впервые посетил Каракол. Второй раз на “широких” (на то время, 90мм. в талии) лыжах в море пушистого глубокого снега. Было много эмоций, много новых интересных знакомых, зато мало народа и “швабра” наверх на Панораму, с которой могли справится только более-менее владеющие сноубордом катальщики. Вся гора была в нашем распоряжении. С Каждым годом Каракол менялся к лучшему – “швабру” убрали, появились очереди, Панораму стали укатывать до жестких могулов и даже недоступные склоны уже не удовлетворяли свежим некатаным снегом.  В те времена поход к самым дальним гребням был в диковинку, а то был и вовсе ненужным – снега хватало на всех. Три года назад уже во времена креселок и ратрачных забросок, мы с Эриком сходили пару интересных бэккантри маршрутов на Иссык-кульский Гребешок и безымянную гору справа от базы, и на этом Каракол, по крайней мере для меня, был исчерпан. И тут Слава “Тополь”, знаменитый Каракольский райдер и инструктор, понял откуда дует ветер и организовал заброски снегоходами в соседнем с базой ущелье “Мокрая Щель”. Это был как глоток свежего воздуха и, тем более, всегда было можно приклеить камус и уйти на сложный рельеф в верха ущелья, минуя занудную многокилометровую тропежку по пологим низам. Снегоходы оказались очень кстати. В это же время Американец Райан организовал стационарный лагерь в Ичке Жергезе с проживанием в юртах. Иностранным гостям были предоставлены все удобства и множество неосвоенных склонов для культивации бэккантри. Даже такой зубр, как Ptor Spricenieks, посетил это уникальное место в диких горах Терскей Ала-тоо.

В этом сезоне у Славика появился свой лагерь в ущелье Ак-суу выше Теплоключенки, и мы выбрали отличный момент для приключений на стыке зимы и весны. Пять праздничных дней на Наурыз были целиком в нашем распоряжении – настала пора открывать Каракол заново. Вначале был расчет на семь-восемь человек, но часть народа рассеялась и остались четверо самых стойких – Рустам, Леха, Анчелла и я.

slopes

В целом это был тот самый случай, когда реальность превзошла ожидания. Я повидал много всего, гидовал на сноукэтах и вертолетах, повидал суровый альпинисткий быт без излишеств на нудликах и конфетах “Вечер”, был в Европе и на Камчатке, но вот в юрте пришлось жить впервые. Честно сказать, не ожидал что мужики организуют такой аккуратный быт – тепло, уютно, чисто. Отдельный разговор – это полевая баня, которая ничем не уступает обычной. Даешь жару, а потом голый в речку – то что нужно после ежедневных бэккантри вылазок на соседние острые гребни. Район дикий, и в отличии от близлежащих ущелий, таких как Жыралган, тут каждый райдер сможет найти себе свой персональный маршрут под свой уровень, от очень легких до сложных, требующих отличной техники и комплексного подхода. До нас тут побывало всего несколько групп из Швейцарии, Чехии и Финляндии – огромный простор для творчества. В верховья ущелья нас забрасывали снегоходом, а потом, конечно же, вверх на скитуре по гребням и моренам до куда позволяла снежно-лавинная обстановка. Лучшее время в Терскее – Февраль, но даже в конце Марта мы смогли найти хорошие и приятные спуски. “Кататься и не париться – все в удовольствие!” – наш лейтмотив поездки. Колорита добавили ежедневные посиделки возле теплой печки за чашкой кофе с Бэйлисом  и разговоры о жизни, снаряге, горах и катании.

Думаю, у Тополя, съехавшего 8 раз с пика Ленина по различным маршрутам, и его друга Миши Михайлова – одного из самых сильных альпинистов мира, восходителя на Жанну, есть чему поучиться и набраться опыта любому, не равнодушному к горам, человеку.

slava

misha

В последний день мы уже снимались вместе со снегоходами вниз по долине – сезон подошел к концу. Пришла весна.

Отдельное спасибо хозяйственным мужикам Володе, Леше и Ване, содержащим лагерь и снегоходы в полном порядке.

Резюмируя, потенциал у лагеря достаточно большой, и на следующий сезон хочется еще и еще. Такой Каракол интересен и всегда в кайф. Могу порекомендовать любой банде с любым уровнем катания, но только с позитивным настроем и жаждой к приключениям.

www.travel-kyrgyzstan.com , https://www.facebook.com/TravelKyrgyzstan – обращайтесь по всем вопросам. Есть возможность организовать любой персональный и креативный тур по Киргизии.

У Миши свой магазин в Бишкеке – куча отличных брендов по хорошим ценам: Line, Armada, Blizzard, K2, Salewa. Грамотный бутфитинг и заправка айрбэгов BCA. Официальный дистрибьютор.

Рассказ от Лехи

После удачно проведённого праздника “8 марта”, который мы, собственно, встретили с Михлом в горах, передо мной остро встал вопрос проведения будущих 5 праздничных дней на Наурыз. Сидеть в городе – отвратительный вариант, такого же мнения были и мои друзья райдеры. За неделю до праздников Рейдж позвал скатить фрирайд маршруты в Киргизии – решение ехать было принято мгновенно. На мое удивление родители отнеслись абсолютно спокойно и более того – помогли финансами.

Часть 1. Дорога

Началась наша поездка стандартно для Киргизии: рейсовый автобус, люди, погрузка. Сразу нахлынули воспоминания из детских поездок на озеро Иссык-Куль, вот только стояли со мной рядом не родители, а друзья, с которыми нас объединяют общие взгляды на жизнь. Конечно же, не обошлось без наших любимых с Рейджем тем для разговоров. Если первые два часа пассажиры весело галдели, и наши разговоры о политике и альпинизме терялись в шуме, то после, притихший салон автобуса, слушал наши громкие обсуждения. На удивление никто не пытался нас успокоить, все слушали, кроме девушки Рейджа. Аня, поняв что это бессмысленно, просто одела наушники и пустила ситуацию на самотек. Вдоволь наговорившись, смазывая дискуссии шутками разного содержания, мы все-таки угомонились.

Субботнее утро в Караколе порадовало нас снегом. Выгрузив вещи, мы стали ждать наших друзей, которым принадлежал бэккантрийный лагерь в ущелье Ак-Суу. Подъехала Делика со снегоходом на прицепе, из разговора я понял, что заброска в лагерь будет на снегоходах. Доехав до шлагбаума, мы прошли метров двести, где нас ожидали еще два снегохода.

Часть 2. Ущелье. Тропа. База

Со снегоходами я дел не имел, но представлял, что мы поедем сидя за водителями. Каково же было мое удивление, когда нам объявили, что мы поедем 14 километров по тропе на буксире.

aksuu1_новый размерПринцип как на бугеле – в узел на веревке продеваются палочки и располагаются под “мыслительный орган”. Вщелкнувшись в лыжи и подготовившись, мы стартовали. Ощущения, должен сказать, были более чем необычные. Когда тебя тащит на буксире ревущий кусок металла, извергая в окружающую среду гарь, ты четко осознаешь свою беззащитность. И так, эта махина увлекала меня на заснеженную тропу, подумаете вы, но нет – мы мчались навстречу глиняному полю, голому полю. Оно представляло собой участок метров 500 с пятнами снега и лужами. Моему удивлению не было предела! Сперва я ловко маневрировал по пятнам снега, но они быстро закончились. Наблюдая, как снегоход бодро выезжает на глину, я смирился, и познал суть безысходности. К счастью, камней не было и, миновав мутную лужу вброд, мы выехали на нормальный снег. Поначалу ущелье показалось узким, но спустя несколько километров, оно начало расширяться. Привыкнув к такому способу транспортировки, я стал любоваться окружающими видами. Снегоход уводил меня все глубже в ущелье, вскоре мы прибыли в лагерь. Лагерь представлял собой две юрты и походную баню.

DSC07320_новый размерВ одной юрте была кухня, а в другой жили мы. Внутри все было сделано просто и со вкусом. Кроме нас в ущелья больше никого не было. Разложив вещи и устроив перекус, мы решили спуститься с ближайшего склона.

DSC07099_новый размерЧасть 3. Проба склона

Лагерь стоял на высоте 2600 метров. Было решено прогуляться в ближайшее ущелье. Встав на скитур, мы набрали по высоте 450 метров. На удивление шлось легко! Снег был приятным, мы вышли на удобное место и стартовали. Склон был пологим и особых затруднений не вызвал.

DSC07107_новый размерВернувшись в лагерь, Аня приготовила вкусное итальянское блюдо, доверить ей организацию питания было отличной идеей. Как выяснилось, Аня превосходно готовит, каждое блюдо вызывало у меня истинное восхищение. Всегда ценил хозяйственных девушек! На следующий день, встав в 7 часов утра, нас забросили на снегоходах к подножию склона. Группа из шести райдеров поднималась быстро.

DSC07136_новый размерПерепад по высоте составлял 600 метров. Выйдя на возвышение гребня, перед нами открылся вид на вершину Таштанбек Тор Баши. Красивая гора, я бы сказал монументальная.

DSC07217_новый размерРельеф склона был сложнее. Стартовав четвертым, я вдоволь покувыркался в глубоком снегу. Было три падения с отстёгиванием лыжи. Честно говоря, меня стал съедать стыд, конечно ожидать, что в первый сезон фрирайда я буду отлично катить – глупо. Когда мимо тебя легко и непринужденно пролетают скиловые райдеры, все выглядит просто. Выкатив к снегоходам Миша Михайлов сказал мне: “Все нормально, тебе просто нужно накатывать километраж. Тогда не будет подсознательного страха.”

DSC07140_новый размерВ лагерь мы вернулись в полдень. К обеду температура поднялась и снег стал мокрым. К вечеру была затоплена походная баня, которая располагалась вблизи речки. Конечно же, без омовения в горной речке обряд посещения бани был бы неполным. Выбежав по снегу из парилки, мы бодро окунулись в воду, ощущения были необыкновенными. К сожалению, весенний снег не располагал к нырянию в сугроб. Крепко поужинав, мы завалились спать. Ночью было слышно, как где то неподалеку ухала сова. На следующий день нас ожидал ранний подъем и скитур в гору.

DSC07122_новый размерПроцесс скитура, лично мне, стал приносить удовольствие. Это неотъемлемая часть любого бэккантри, во время подъема можно оценить линию спуска. На третий день мы пошли на соседний склон, по высоте набрали 800 метров. Спуск, конечно, был немного приятнее.

DSC07174_новый размерЧасть 4. Таштанбек Тор Баши

Вечером был собран совет, решали куда пойти катать. Из-за повысившейся температуры соваться на ближайшие склоны было опасно, тем более из лагеря были видны самосходы лавин. Было решено идти под вершину Таштанбек Тор Баши и скатиться с ледника Кашкасу.

DSC07287_новый размерУтром мы добрались на снегоходах до ущелья Кашкасу. Дно ущелья представляло собой длинный пологий склон до самого подножия ледника. Затяжные подъемы с малым набором высоты утомляют морально, дойдя до подножия ледника, я обрадовался, тем более, что снег на леднике был хорошим. К этому моменту солнце уже палило во всю, ощущения были как на сковородке.

DSC07297_новый размерПоднимаясь на подушку ледника, слева от себя, я увидел большой провал, а справа трещину и сераки. В голове мелькнула мысль : “А падать то глубоко”. В десяти метрах от выхода на подушку подо мной просел склон. Произнеся стандартное для райдеров слово “бля”, я замер в ожидании. Палит солнце, слышны звуки маленьких камнепадов вдали, я стою в ожидании. “Пронесло вроде” – подумал я, и продолжил подъем.

DSC07303_новый размерДойдя до точки старта, стал готовиться к спуску. Снег и вправду оказался хорош, из всех дней катания, на леднике мне понравилось больше всего.

Спускаясь, я держался следов друзей, дабы не улететь в трещину или провал. Выкатив к подножию ледника, мы стали спускаться по пологому дну ущелья.

DSC07315_новый размерЛыжи ехали нехотя, но основной “квест” нас ожидал впереди. Когда, казалось бы, уже выкатили к снегоходам, мы забрали правее и нырнули в кулуар. Он был усеян валунами, приспанными ровным слоем снега, да еще и с ручьем на дне. Проехав значительную его часть, мы спешились, аккуратно прощупывая снег палками, стали пробираться к склону. К слову о склоне, повернув голову, я увидел дикие заросли можжевельника. В голове вспомнились слова отца о можжевельнике, как то он мне говорил, что лезть через эти кусты крайне затруднительно – и он оказался чертовски прав! Поначалу я пытался найти проход в этом лабиринте, но выйдя на очередной тупик, стал прорубаться напрямик. Успешно добравшись до снегохода, нас ожидал еще один сюрприз. Из-за повысившейся температуры снег стал мокрым и зыбким. Снегоход периодически сбрасывало с накатанной трассы, и он начинал дикую борьбу, утопая в снегу, пытался выбраться назад на тропу. Со стороны это выглядело как борьба большого медведя с горной речкой, летели снежные брызги, по всему ущелью разносился рёв железного сердца. Я был бескрайне рад увидеть наш лагерь, заключительный день катания удался на славу.

Это был лучший Наурыз. Для меня было в новинку жить в юрте и забрасываться снегоходами. Спасибо Мише Михайлову и Славе за замечательный лагерь и компанию на склоне.