Снаряжение для бэккантри, фрирайда и ски-альпинизма – 2016. Обзор рынка, аналитика, термины.
Существуют 3 направления в катании – гонки (слалом, супер гигант, ски-кросс и.т.п), фристайл (могул, нью скул, джиббинг) и фрирайд (на курорте и за его пределами). Все эти стили где-то пересекаются, дополняя и обогащая друг-друга. Спор о том кто и что круче не имеет смысла и относится к дисциплине специальной олимпиады, и оставим его диванным экспертам.
Как-то так, камрады:
В данном обзоре будут рассматриваться облегченные модели лыж, ботинки и крепления с функцией ходьбы (alpine touring bindings). Стафф для фристайла и соревнований по скитуру выходит за рамки данной аналитики. Но для начала чтобы не было путаницы – термины:
Собственно фрирайд (freeride) – это свободный стиль катания преимущественно по нетронутым склонам вне трасс (off piste) и в бэккантри (backcountry). Подразумевается отвязный и агрессивный стиль езды, при необходимости включающий в себя элементы фристайла и даже гонок (китайский даунхилл, массовые старты и.т.п) Цель фрирайда – красивая флюидная езда по нетронутым склонам, индивидуальные линии. Чем сложнее рельеф проезжает фрирайдер, тем выше его уровень, но стиль проезда тоже играет ключевую роль. Получается важны обе стороны медали – где и как райдер спустился. Особо котируются различные элементы фристайла и езда на грани “упал умер”, steep skiing.
Бэккантри (backcountry) – по сути общее обозначение зоны катания – дикие горы без лыжных баз, без контроля лавинных служб, нетронутые склоны со свежим снегом. Обычно считается, что к бэккантри относится катание в зоне леса и немного выше.
Бэккантри фристайл (backcountry freestyle) – перенос фристайл трюков с подготовленных трамплинов и трасс в дикие горы. Прыжки со скал, через препятствия, джиббинг и.т.п. Существует целая категория снаряжения заточенная под данную тему.
Сайдкантри (sidecountry) – менее распространенный термин, который обозначает соседние с курортом дикие склоны недалеко от подъемников.
Итак, фрирайдер пользуется различными инструментами для достижения своих целей в бэккантри:
- Heli-ski – заброски на вертолете
- Cat skiing, snowcat skiing – заброски на ратраке (сноукэте)
- Snowmobile skiing – заброски на снегоходе
Естественно, что такой способ весьма дорог и не всем по карману, поэтому, с появлением более технологичного снаряжения совершенствуются различные способы попасть в дикие условия своими силами:
- Скитур (ski-tour) – если дословно, то ходьба на лыжах (лыжный туризм). Сам по себе появился довольно давно с изобретением самих лыж. Наскальные рисунки в России и Скандинавии свидетельствуют о том, что за тысячи лет до нашей эры лыжи уже использовались живущими там народами. С появлением современных моделей alpine креплений (telemark крепления изначально имеют подобный функционал) с функцией ходьбы, многие используют слово “скитур” как обозначение процесса их катания, что не совсем верно. Правильней употреблять этот термин в контексте простой лыжной прогулки, где качество снаряжения не играет особой роли (хоть деревянные лыжи со шкурой) и красивый динамичный спуск не подразумевается. По сути многодневный лыжный туризм и есть в какой-то мере скитур.
С недавних пор, когда Marker, Dynafit и Fritschi представили современные надежные крепления и ботинок для агрессивного фрирайда, производители и райдеры стали применять отдельный термин freeride touring, free-tour, backcountry touring. И это несомненно правильно, ведь еще каких-то 10 лет назад об агрессивной езде на узких лыжах и ненадежных креплениях, в паре с мягкими ботинками не шло и речи.
2. Сплитборд (splitboard, splitboarding) – бордерам нужно было чем-то ответить проклятым лыжникам! И несмотря на боль и мучения, топовые крепления и сплиты практически не уступают лыжным решениям. Даже использование жестких ботинок Dynafit TLT и носков от облегченных креплений становится в тренде.
3. Снегоступы. Без комментариев.
4. Пешком.
Мне, как фрирайдеру, по сути безразлично каким способом я дойду, заострять внимание на этом не вижу смысла, и правильней обозначать процесс восхождения общими терминами:
Backcountry freeride (freestyle) – зона леса и немного выше. В эту категорию попадает snowcat skiing, backcountry camping и.т.п.
Big mountain freeride – фрирайд в больших горах, экспертный уровень. Частично heliskiing. Все то, что мы видим в любимых фильмах Sherpas Cinema, TGR, MSP, Brain farm и есть данная тема.
И поскольку helikopter nicht и хочется приключений на жопу нового и интересного:
Ски-альпинизм (ski-mountaineering, ski-mo, snowboard mountaineering) – альпинизм + фрирайд. Важен и подъем и спуск. Тут нет медалей, наград и прочей ерунды, и в этом его первозданная и чистая красота, испытание самой природой, где каждый поворот может стать последним.
П.С. В России сложилось неправильное понимание термина “ски-альпинизм”, где люди использую его для обозначения гонок, где ни катанием, ни альпинизмом даже не пахнет. Доходит до смешного “Кубок Москвы по ски-альпинизму” 😀 Причем многие посредственны и в катании и в лазанье. Правильнее говорить “гонка” и заострять на этом внимание. На родине этого вида спорта говорят – Skimo racing, Randonnée (Rando) racing skimo.co/racing-vs-rando “So it is with the case of randonnee racing. Randonnée is a French term for ski touring”. Самый правильный перевод на русский – скитур гонка! То что в России происходит подмена понятий и проводятся различные “Чемпионаты мира по альпинизму” и прочее это конечно печально, но, в принципе, кому надо тот и так залезет и скатится где ему угодно, без разницы как это называют другие.
И вот самое главное…
Снаряжение
Концепция от Skialper magazine:
Проведя аналитику, я вывел 3 категории топового снаряжения backcountry freeride touring:
- Freeride touring – повседневный комплект для получения удовольствия – sidecountry/resort 70% / backcountry 20% / big mountain 10%
- Universal – универсальный комплект – sidecountry/resort 40% / backcountry 30% / big mountain 30%
- Ski-mountaineering – облегченный и функциональный комплект для высоких гор не в ущерб ездовым характеристикам – sidecountry/resort 10% / backcountry 20% / big mountain/expedition 70%
Ботинки
Самое главное в успешном катании – это, конечно же, ботинки, а не лыжи, как подумали бы многие. Чтобы понять, какой ботинок подходит лучше всего для тебя, надо перемерить ботинки различных фирм, ведь колодки и форма у всех разная и посадка ботинка может отличаться, не смотря на разницу в миллиметрах. Посадка должна быть идеальной — не хлюпать и не давить. Важно понимать, что ситуацию может подправить бутфитинг. Компромиссов тут быть не должно, так как неправильный выбор ограничивает возможности, дает меньше «фана» и может привести к серьезным травмам (знаю на своем печальном опыте).
Ботинок должен быть жесткий (100-130) для обеспечения оптимального контроля, а с мягким ботинком на серьезных склонах делать нечего. Кстати жесткость разные производители измеряют по-своему и, к примеру, ботинок Dalbello 100 может быть жестче Скарпы 100 и.т.д.
Все ботинки обязаны иметь Tech Inserts!
1. Freeride touring – топовый горнолыжный ботинок
Данная категория покрывает сегменты фрирайда на курорте, сайдкантри, хели-ски/сноукэт, однодневные бэккантри выходы. По ощущением – настоящий топовый горнолыжный ботинок для фрирайда/фристайла, но с функцией ходьбы. В таком разве что не полазишь по скалам/льду и он малопригоден для дальних переходов и экспедиций. Жесткость 130. Подобные ботинки выпускают Technica, Lange, Salomon, Scarpa. Но по мне именно конструкция Dalbello обеспечивает оптимальную передачу энергии и гашения вибрации. Данные ботинки используют множество топовых райдеров в бэккантри, фристайле и на соревнованиях. Вес ботинка 1900г.+ Знаковые модели: Dalbello Lupo TI ID, Scarpa Freedom RS 130, K2 Pinnacle Pro, Lange Freetour 130 LV, Technica Cochise Pro, Dynafit Vulcan
2. Universal – облегченный, жесткий ботинок с хорошими ходовыми характеристиками
Что-то среднее между первой и третей категориями. Если нет желания лезть на Эверест, бюджет ограничен и хочется чего-то универсального, то такой ботинок попадает под все представленные категории. В таких ботинках уже можно работать на простых ледовых альп. маршрутах, и в тоже время они имеют все необходимое для агрессивного фрирайда с подъемника. За счет снижения веса универсальные ботинки немного проигрывают в ездовых качествах, не такие прочные (но и не хрустальные) и режим ходьбы весьма комфортный. Был свидетелем множества поломок различных моделей: заворот одной детали под другую (Dynafit Khion), порванные тросики на клипсах (Dynafit Mercury, Dalbello Sherpa), оторванные подошвы LaSportiva и.т.п. Вес ботинка 1400-1700г. Знаковые модели: Dynafit Khion/Beast, Dalbello Lupo TI/Sherpa, LaSportiva Spectre 2.0, Salomon MNT Lab, Scarpa Maestrale. Остальные фирмы частично отстают по характеристикам/технологиям и их решения не такие популярные.
3. Экспедиционные ботики в стиле light, fast & aggressive
Ботинки весом от 900г до 1200г. Легко убиваются за 1-2 сезона (карбон особенно недолговечен), но ходить и лазить в таких одно удовольствие. На ногах почти не чувствуются, но достаточно жесткие даже для агрессивного карвинга. По удобству и эффективности в катании конечно не горнолыжный ботинок, но для дальних походов где каждый грамм на счету, лазанья и экспедиций альтернативы нет. Классика жанра Dynafit TLT 6/7 в различных вариациях, но подходят не всем. Мне пришлось терпеть боль около месяца пока ботинок окончательно не сел по ноге. Менее популярные Scarpa F1, LaSportiva Spitfire 2.1, Arcteryx Procline, Atomic Backland Carbon. В любом случае выбор ботинок это сугубо личная посадка под ногу и бутфитинг.
По внутренникам могу сказать только то, что Intuition более теплые и комфортные. Расплата – мокнут и долго сохнут. В экспедиционном ски-альпинизме необходимо наличие легких согревающих бахил. Сами внутренники нужно постоянно сушить ультрафиолетовой сушкой после каждого катания.
Tech Крепления
Термин tech появился, когда фирма Dynafit начала продвижение своей новой системы в 1980-ых годах, которая позволяла избавится от так называемой “рамы”. Оригинальные крепления назывались Low Tech и Tour Lite Tech, TLT.
Не рассматриваются классические “рамные” крепления под обычный ботинок типа Marker Tour/Duke/Baron, Salomon Guardian, Tyrollia, Fritschi Freeride+ и.т.п. Так как это прошлый век и для достижения серьезного результата не пригодны. Исключения конечно же есть! Хэлиски топовых райдеров где дропы 15м.+, steep skiing с канатки в Шамони… Сам автор катается на tech системах уже шестой год, имел проблемы лишь единожды и то по своей невнимательности. Забившийся снег под пружинами. Современным tech системам подвластны различные виды агрессивного катания и даже базовый бэккантри фристайл, они подходят для 90% катабельных ситуаций, кроме разве что джиббинга и соревнований в стиле FWT.
Важно отметить, что новичкам рекомендовать подобные системы пока не приходится. Несмотря на, то что каждый год крепления улучшаются, езда на них все равно должна быть плавной, а не грязной, так как прочность в сравнении с рамными креплениями все равно снижена.
- Free touring, resort skiing, sidecountry
Представители категории: Dynafit Beast 16/14, Marker Kingpin 13 ( у десятой версии пружины в носке слабее процентов на 30% и модель Kingpin 10 подойдет разве что девушкам)
Сама концепция агрессивной езды на tech креплениях начала зарождаться около 2011г. А Eric Hjorleifson был одним из первых кто стал “мочить” в таком духе и Beast 16 был создан в сотрудничестве именно с ним.
2. Universal
Представители категории: Dynafit Radical FT 2.0, Fritschi Vipec 12 Black 2016+ (очень интересная модель которая частично относится к категории 1)
Универсальные крепления которые естественно проигрывают по ездовым характеристикам категории 1, но в целях безопасности возможна установка на экспедиционный вариант лыж.
Семейство G3 Ion (поделка под Dynafit) или Plum Yak я не рекомендую, так как они уже не отвечают современным требованием и лишены новых годных фишек. Ski Trab Tr2 хорош на бумаге, но им пользуются единицы и однозначное мнение сформировать крайне тяжело.
3. Expedition, ски-альпинизм
Представители категории: Dynafit Speed Superlite 2.0, Atk rider 12/14, Salomon MTN/Atomic Backland.
Dynafit Speed turn 2.0, Speed Radical, Plum Guide/Wepa возможны, но крайне нежелательны, из-за частых поломок и большой разницы между высотой носка и пятки (ramp angle) +13,5мм и +15.5мм (Plum +17/ +11.5), что вытекает в искаженную стойку и крепления требуют допиливания – специальных подкладок под носок для выравнивания угла. Но и в таком случае верхний подъем для ходьбы будет работать не так эффективно.
Также существуют куча различных моделей для гонок и для спокойного катания, но на мой взгляд, 200г. не стоят того чтобы жертвовать надежностью.
Характеристики топовых креплений
Большинство райдеров даже не подозревают о самых важных характеристиках tech креплений, и на самом деле, существуют несколько ключевых свойств, изучив которые можно сделать выбор в пользу тех или иных решений. Я катался на различных креплениях фирм Marker, Salomon, Dynafit, Fritschi – все они разные с кучей плюсов и минусов. Подобным облегченным системам стукнул третий десяток, но они только-только стали взрослеть и возмужали, о чем собственно мой обзор.
- Угол наклона ботинка в режиме езды (ramp angle, delta)
Собственно очень важный показатель, который влияет на стойку. Если разница высока, то соответственно стойка будет чуть-чуть вперед, что немного странно и приводит к не совсем комфортной езде, но это заметят только опытные райдеры. Крепления с разницей 14+ не рекомендуются.
Таблица значений:
Модель | Высота носка мм. | Высота пятки мм. | Разница | Разница с эталоном Dynafit TLT | |
Atomic Backland | 30.00 | 40.00 | 10 | -2.20 | |
Atomic Backland LT | 30.00 | 35.00 | 5 | -7.20 | |
Dynafit TLT | 28.00 | 40.20 | 12.2 | ||
Plum Guide | 30.64 | 48.5 | 17.86 | 5.66 | |
Dynafit Radical | 35.34 | 50.5 | 15.16 | 2.96 | |
Dynafit Speed Rad | 28.5 | 42.8 | 14.3 | 2.10 | |
Diamir Vipec | 41 | 51 | 10 | -2.20 | |
Dynafit Beast 16-14 | 39 | 47 | 8 | -4.20 | |
Dynaift Radical 2 | 37.5 | 51 | 13.5 | 1.3 | |
G3 Onyx | 41.5 | 53.5 | 12 | -0.20 | |
G3 ION | 40 | 53 | 13 | 0.80 | |
Dynafit Vertical ST | 32.67 | 49.41 | 16.74 | 4.54 | |
ATK Rider 12/14 | 4.7-5 | ||||
Trab TR2 2015 | 28 | 44 | 16 | 3.80 | |
Dynafit Superlite 2 | 28.7 | 35.7 | 7 | -5.20 | |
Marker Kingpin 2015 | 32.3 | 42 | 9.7 | -2.5 |
Лечение:
Специальные подкладки определенной толщины для различных моделей. Позволяют выровнять угол. Можно сделать самому или заказать у фирма B&D. Пригодны для Plum Guide, Speed Radical, Speed turn 2.0.
Лично я чувствую подобные нюансы, а при катании в свежем снегу на узких лыжах с рюкзаком около десяти килограмм данный показатель еще заметнее.
Как видно все рекомендованные мной крепления во всех трех категориях лишены подобных минусов.
2. Вертикальная и латеральная эластичность
Собственно это основной показатель tech креплений и определяет могут ли крепления быть безопасны для агрессивного фрирайда.
Лучшее крепление в этом плане – Dynafit Beast 16:
Эластичность очень важна потому, что в классических alpine креплениях перед тем как сработает выставленное усилие, при загрузке лыж, разгрузке и микро-вибрациях ботинок имеет немного запасного хода.
Со старыми и не ISO сертифицированными креплениями обычно было так, что стоило немного поймать кант и крепеж сразу отпускал, не давая возможности восстановиться. Пример: ледяной нож присыпанный снегом на пике Молодежный 4000+м., где лыжа тупо ушла, хотя ехал я плавно. Или, например, ловишь камень, и носок сразу отпускает. Но даже за 300+ дней катания на подобных креплениях такое случалось раз 5 ли 6. Прошедшие сертификацию ISO крепления – Dynafit Beast/Radical 2.0, Marker Kingpin 10/13 и Fritschi Vipec Black 12, почти лишены подобных ложных срабатываний.
Расплата за эластичность – вес 600-950г., но именно сертифицированные крепления попадают под первую и вторую категории, позволяя полностью отказаться от рамных классических креплений, которые к тому же в разы хуже при ходьбе, имеют более высокую посадку и больший вес.
Все фирмы добиваются нужных характеристик различными способами:
- Dynafit Beast 14/16 – крутящийся носок + крутящаяся пятка с отдельной пружиной.
- Dynafit Radical 2.0 – крутящийся носок + второе поколение пятки Radical, немного улучшенное.
- Marker Kingpin 10/13 – 3 усиленные пружины в носке + крутящаяся пятка как у обычных alpine креплений.
- Fritchi Vipec Black 12 – Регулируемый носок (крепления с пинами имеют боковой ход) + улучшенный дизайн пятки.
- Ski Trab TR2 – Регулируемый носок + интересный дизайн пятки. (мне непонятно почему эти крепления столь непопулярны, но видимо есть подводные камни)
Минималистичные крепления 100-500г. имеют очень низкую эластичность и в сложных ситуациях просто будут раскрываться. Именно поэтому в больших горах и в steep skiing, райдеры защелкивают носок в режим ходьбы, чтобы в случае чего лыжа не улетела, не отстегнулась. Расплата за все – травмы и поломанные крепления. Конечно, есть фанаты, которые ставят подобный крепеж на широкие лыжи, но такие варианты очень специфичны. Например, снега Канады, когда езда плавная, много тропить, много павдера, но катание без дропов и фанатизма.
На данный момент самый лучший крепеж который находится в золотой середине и может применяться во всех трех категориях – Fritschi Vipec Black 12. Единственная модель на рынке (ski trab не в счет), которая имеет регулируемый показатель DIN в носке и имеет отличную латеральную эластичность не хуже классических alpine креплений.
“Белая” старая модель хуже, но все равно годное и надежное решение, лишенное поворотных механизмов в пятке, с самым легким переключением в режим езда/ходьба и кучей других важных плюсов.
Как-то раз спускался в конце июня по заледенелому 600м. 35-40° градусному склону с 20кг. рюкзаком за плечами и видел своими глазами, как крылья с пинами ходили туда-сюда, не давая лыже выстегнуться. К чему могут привести падения на таком склоне можно почитать тут на Риске.
Лыжи
- Агрессивный фирайд на курорте, сайдкантри, небольшие походы Free touring
Собственно, единственное, что можно порекомендовать, так это обычные лыжи для фрирайда 115мм.+ в талии с геометрией Rocker/Camber/Rocker или Full Rocker в случае больших и регулярных залежей снега.
Хорошие, годные варианты: Armada JJ 2.0, Majic J, Salomon QST 115/118, 4frnt Hoji/Renegade, Line Magnum Opus, Atomic BentChetler/Automatic/FR 117, Blizzard Gunsmoke, Faction Candide 4. Конечно, это мой выбор, но многие являются поклонниками различных фирм и это очень круто)
Вес: 4000-4300г. Никаких облегчений конструкции, а только хардкор, полные не урезанные ездовые характеристики! Ростовка – рост райдера + 6-8см.
2. Universal Free-tour
Универсальный вариант 🙂 на все случаи жизни. Как говорят оne ski quiver.
Black Diamond Helio 116, Armada JJ 2.0 zero, Salomon MNT lab 115, Armada Kufo 108, Moment Underworld/Exitworld/ Bibby Tour, Blizzard Zero G 108 Вес: 3200-3700г.
Ростовка – рост райдера + 4-8см. Облегченные модели с широкой талией 105+.
Надо отметить, что темные раскраски оказывают негативное влияние про ходьбе – больше налипает снега и матовое верхнее покрытие более долговечное.
3. Еxpedition skiing, spring steep skiing
Ски-альпинизм, экспедиции, катание по жесткому весеннему снегу.
Знаковые модели – Dynafit Denali, Salomon MTN Explore 95, Blizzard Zero G 95/108, BD Helio 95/105, G3 Synapse
Вес подобных лыж 2500-3000г. – самый критически важный показатель. Больший вес не приемлем, а меньший уже сильно влияет на характеристики (хотя тут согласятся не все и выберут Vapor Nano или карбоновые лыжи Movement). Ростовка обычно выбирается в рост -+5 в зависимости от поставленных задач. Особой прочностью не отличаются.
Думаю нет смысла покупать заряженные бренды DPS, Volkl V-Werks, Kastle, Black Crows и.т.п., так как особых преимуществ у них нет и кататься лучше от этого не станешь. Фанаты конечно возразят, но сейчас достаточно фирм, которые предлагают отличные решения по приемлемым ценам.
Ну и самое главное, то что какими легкими, дешевыми или дорогими лыжи бы не были, дизайн должен нравится, отражать индивидуальность райдера, что несомненно является главной характеристикой любых лыж. Конечно о вкусах не спорят, но дизайн (или отсутствие его) многих Black crows, Rossignol и LaSportiva, DPS ужасен. Лучше уж заказать, что-то свое индивидуальное у SkiLogik для полного погружения в тему.
Связка ботинки/крепления/лыжи проявляет себя на все 100% когда сбалансирована и верно подобрана согласно своему целевому назначению.
Конечно, если смотреть на рынок в целом, то вырисовывается не 3, а 6 концепций. И за рамки обзора ушли рамные крепления (прошлый век), крепления для соревнований, и решения начального уровня типа типа Speed Turn 2.0 (так как имеют свои недостатки, но подойдут для обычного скитура, где спуск не самое главное).
Сам я имею полные комплекты первой и третьей категории, которыми я более чем доволен. Иногда беру у Эрика универсальный комлект G3.
Удачного и безопасного катания в новом сезоне 2017!
Хотите разместить у себя материал? Уважайте труд автора и поставьте в самом начале ссылку на материал и сайт! Спасибо.