Вело-тур вокруг Иссык-Куля
Иссык-Куль всегда был для меня любимым местом летнего отдыха. Первый и следующие несколько раз я оказывалась там, преодолев не один десяток километров через горные хребты и перевалы – это были и категорийные походы в составе клуба “Романтик” и коммерческие туры, когда я работала гидом в турфирме. И каждый раз моя встреча с жемчужиной Киргизии была долгожданной и незабываемой. Эта страна всегда манила меня своими природными красотами, прикоснуться к которым хотелось вновь и вновь. И, пожалуй, один из лучших способов для этого – путешествие на велосипеде!
Вдохновленная прошлогодним вело-путешествием Виталия Rage вокруг Иссык-Куля, на которое у него ушло 4 дня, этим летом я запланировала повторить его маршрут за 5 дней. О своем путешествии Виталик кратко писал так:
Поездка на велосипеде вокруг Иссык-Куля, 457км, соло. Итого: 4 дня, от 90 до 137км. в день. С собой брал: надувной каремат, спальник, тент от палатки, ремкомплект, джетбойл, 2 баллона газа, фонарик, аптечка. Можно было обойтись одним баллоном, и взять спрей от москитов. Контактные педали тоже упростили бы ситуацию. Без них средняя скорость была около 22км/ч. Самое тяжелое из снаряжения: штатив, камера и объективы – почти 4кг. Все предельно просто – ел в кафешках, а спал на берегу дикарем. В такой поездке ничего сложного нет. Альпинизм, к примеру, более трудоемкое занятие. С таким же успехом можно было бы проехать не 450, а 4500км. =) По пути встречал кучу вело-групп из Европы и ни одного байкера с Алматы. Печально, ведь маршрут в плане красоты может считаться одним из самых красивых в мире и он совсем рядом.
Будучи талантливым фотографом, Виталий сделал отличные фотографии во время своего путешествия. Вы можете посмотреть их здесь.
Собственно о том, какое путешествие получилось у нас, читайте далее!
Моя подготовка к велотуру началась с поиска партнеров. Этой идеей сразу заразилась моя боевая подруга Света Зинович – с ней мы не раз ходили в горные походы, катались на сноуборде, путешествовали в Европе, да и вообще – в ней мне никогда не приходилось сомневаться!
Ехать вдвоем, конечно, было бы идеально в плане мобильности, но совершенно не безопасно – поскольку мы все-таки представительницы “слабой” половины человечества и едем не в Европу. В итоге, мы решили искать крепкое мужское плечо! Сразу и без колебаний на наше предложение отозвался мой друг Макс Попов: “…до августа я совершенно свободен” – сказал он.
Команда собрана – отлично! Оставалось подготовить наших боевых вело-коней. За этим я обратилась к своему знакомому Роме Кузнецову в мастерскую «Спортивная волна». Ребята сделали все в самом лучшем свете и по приемлемым ценам: велобагажник, сумка, новая полусликовая резина, запаски, полное предпоездное ТО – после такого хоть в кругосветное путешествие отправляйся. В общем, готовились мы серьезно и основательно.
Вскоре в нашей команде появился четвертый участник – друг Макса Дима Шингарей. “Ну вот, теперь хоть Максу будет веселее, и он ни свихнется с нами за эти 5 дней” – подумали мы со Светой. А когда Дима в ходе общей он-лайн беседы сказал, что возьмет с собой походную кофеварку мокка, мы окончательно убедились в том, что он тот, кто нам нужен. 🙂
Все приготовления закончены – пора в путь. Отправная точка – автовокзал Сайран, где мы должны загрузиться в автобус вместе с великами и доехать до Чолпон-Аты. С учетом ежегодного подорожания билетов такое удовольствие обошлось нам в 3500 тенге (2700 сам билет и 800 тенге за 3 единицы багажа – именно так нам посчитали наши велосипеды).
При пересечении границы велики увы приходится вытаскивать из багажного отделения вместе с вело-сумками – этого требуют наши казахские пограничники. Очередь в паспортный контроль на казахской границе мы отстаивали вместе со всеми остальными туристами, протискиваясь с велосипедами через узкие турникеты.
Когда мы подошли к киргизскому посту, нас отправили на улицу в отдельную будку для водителей: “Неужели будут шмонать!” – подумала я, и, на всякий случай, включив свое женское обаяние, ринулась первой. Мои опасения были развеяны доброй улыбкой приветливого киргизского пограничника, который разъяснил, что отправили нас сюда из общей очереди для нашего же удобства. Вручив нам памятку с телефонами срочных служб в Киргизии, он напоследок добавил, что если бы у него был велосипед, он непременно отправился с нами.
После такого теплого приема на границе я еще больше убедилась в том, что мы на верном пути и, что напутственные пожелания многих типа: “…будьте осторожны, там опасно!” – слегка преувеличены.
Раннее утро. На часах 6.20. Мы в Чолпон-Ате. Легкий завтрак, недолгие сборы и в путь. План первого дня – доехать до поселка Кутурга.
Первые 50 км до поселка Ананьево, где мы планировали обедать, дались легко – прохладный Иссык-Кульский ветерок подгонял нас по вполне хорошему асфальту навстречу открывающимся красотам и приключениям. Машин по трассе было не очень много, они абсолютно не напрягали, ехали себе спокойно и многие из них фарили или сигналили, приветствуя нас, а водители то и дело махали руками из машин.
Спустя 2.5 часа мы останавливаемся в поселке Ананьево. Перед обедом в кафе мы сначала заскочили на утренний базар, где, несмотря на ранее утро, наткнулись на уже или еще пьяных киргизов за рулем жигули, которые случайно въехали передом в заднее колесо Диминого велосипеда. Благо, что скорости у обоих были совсем маленькие, да и Дима, спешившись, вел велосипед за собой.
Выскочив из машины, они начали извиняться, крутить колесо, чтобы удостовериться, что все в порядке и напоследок вякнули нам вслед типа: “ехать нужно быстрее”.
Эта ситуация, конечно же, немного нас насторожила, и впредь научила избегать сильно людных мест, где могут попасться вот такие вот кадры. Хотя, по мнению некоторых, если бы подобная ситуация случилась с нами в Российской глубинке, то мы могли бы еще и “хапнуть” в ответ.
К счастью, велик в порядке – путешествие продолжается. Пообедав, мы свернули на дикий пляж в нескольких километрах от поселка, чтобы переждать полуденный зной. Искупались, позагорали, поспали – вот это я понимаю отдых! Красота!
К вечеру неспешно преодолели оставшиеся километры до поселка Кутурга, где нашли весьма уютное место для ночевки рядом с сельским пляжем на территории реконструирующегося дома отдыха. Хозяева любезно разрешили разбить нам свой палаточный лагерь на их территории. На ужин у нас было парное молоко и вареная картошка, которую в поселке нам совершенно бесплатно дал бедный крестьянин, сказав, что сейчас ораза и нужно делиться с другими.
Итог первого дня путешествия – 98 км. 5 часов 20 минут в пути. Максимальная скорость 38,6 км/ч, средняя скорость 18,4 км/ч. Мой средний пульс 136 ударов в минуту. Сожжено 2352 калории. 🙂 В общем, своими новыми «игрушками» – вело-компьютером и пульсометром, я пользовалась постоянно и с большим удовольствием.
Ночью прошел хороший ливень с грозой и громом, и все последующие ночи также не обходились без дождя. Зато на утро всегда было прохладно и очень комфортно ехать.
Проснулись мы в 5.30 утра и я, преодолев сильное желание поспать еще, выползла на улицу, чтобы подготовить сюрприз для Макса, которому в тот день исполнялось 20 лет. Походный рецепт торта мы придумали такой: лепешка, кетчуп, майонез, свечки, и еще именинные дуделки, заранее купленные мной в Алмате. Ими-то мы и разбудили Макса, еще спящего на тот момент в палатке. Он был крайне удивлен такому поздравлению.
Пока мы собирались, погода успела еще раз смениться и нахмуриться. Термометр показывал +17С. По плану на второй день мы должны были добраться до поселка Пристань на южном берегу Иссык-Куля.
К обеду, как и планировали, мы оказались в Караколе. Отдаленность от Иссык-Кульского берега добавила на термометр еще градусов 13, стало жарковато.
В самое пекло мы прекрасно скоротали время в кафе «Факир» – это наше излюбленное место для зимнего apreski в Караколе, было интересно оказаться там летом. Впрочем, летом город выглядит несколько иначе – вместо снующих везде горнолыжников, повсюду бродят иностранцы с большими рюкзаками, вело-путешественники из разных стран – это своего рода перевалочная база для большинства иностранных туристов на южном берегу Иссык-Куля. Даже в супермаркетах в центре города вся еда рассчитана на иностранного гостя. А какая там открылась турецкая пекарня – ммммм, просто пальчики оближешь, как все вкусно и недорого! Мы не смогли пройти мимо.
Вообще гостеприимство местного населения и лояльность к путешественникам чувствуется во всем. Больше всего нас умиляли маленькие дети, которые на протяжении всего нашего пути выбегали к дороге в поселках, махали руками и кричали нам Hello! Да, да именно Hello – им и в голову не приходило, что мы “казахи”. 🙂 Некоторые из этих приветливых детишек были совсем крохотные, только недавно научившиеся говорить мама!
Мечтая скорее искупнуться, мы решили не пережидать жару в поле, поскольку берег Иссык-Куля был далеко, а лучше пораньше добраться до места ночевки у воды. По дороге в поселке Кытай случился первый и, к счастью, последний за все путешествие прокол – похоже, что Макс с утра слишком сильно накачал колесо.
После обеда над горизонтом появились серые грозовые облака, из которых словно занавеской висели нити дождя – потрясающее зрелище.
Мы ехали навстречу буре, пытаясь проскочить облако до того момента, как оно обрушит на нас всю свою неистовую силу дождя. Мы почти успели, но все-таки край бури зацепил нас большим градом. Через 20 минут, как ни в чем ни бывало, вышло солнце, а грозовая туча понеслась в глубь ущелий, трепать горные перевалы.
Мы приближались к финишу, как нам тогда казалось! Мой вело-компьютер отмерил 95 км. От поселка Кызыл-Су, через который проходила трасса, дорога уходила вниз к поселку Пристань в сторону Покровского залива. По плану мы хотели заночевать рядом с Пристанью, поскольку следующее место рядом с трассой с возможным съездом к берегу было не ближе чем через 17-20 км, и к тому же время играло против нас, вечерело.
Отъехав на 8 километров вниз к поселку Пристань, мы обнаружили, что подходящих мест для ночевки там вовсе нет. Рядом с нами остановилась машина, из которой вышли русские дедушка с бабушкой, и спросили, не к их ли друзьям-корейцам мы держим путь. Наперебой друг с другом, они начали советовать нам, где лучше заночевать: бабушка отправляла нас к их другу дяде Коле, а дедушка говорил, чтобы мы остановились на пляже около санатория для больных туберкулезом, который находился в этой глуши по ту сторону залива.
Объясняя нам дорогу к дяде Коле, они обмолвились про какие-то флажки на пути, в качестве ориентира для нас. Именно туда спустя 4 километра мы и завернули, уже уставшие и промокшие от вновь начинающегося дождя. У шлагбаума к нам подошли пара ребят, у которых мы спросили разрешения заночевать рядом с ними на берегу. Они ответили, что нужно спросить у главной – тети Гали. Получив добро, нам стало жутко интересно, что это за лагерь! Это оказался лагерь для людей ищущих просветления – йогов, буддистов и прочих подобных персонажей. 🙂 Хотя с виду все это больше напоминало какую-то реабилитационную секту, по лицам некоторых было видно, что они здесь уже давно просветляются, не просыхая! Вот заныкались, так заныкались в такой глуши – подумали мы!
Ну да ладно, народ вроде адекватный, да и на вело-компьютере уже 110 км – куда уж дальше! Значит, будем просветляться этой ночью здесь! Тем более у нас с собой бутылочка отличного французкого вина с Каракола, чтобы отметить день рождение Макса. Благодаря кулинарному таланту и фантазии Димы, на нашем дастархане этим вечером появились спагетти болоньез! И жизнь стала еще прекрасней.
Максим с Димой позже признались, что этот день был для них самым тяжелым, видимо не рассчитывали они, что я устрою им тур по диковинным уголкам Иссык-Кульской области!
Вот такой вот путь мы проделали на второй день нашего путешествия:
Всю ночь, не прекращая, лил дождь, низко ложась белым снегом на окружающие горные вершины – мысль о купании уже давно отпала. Попрощавшись утром с йогами, мы отказались от предложения отведать их магический супчик. Пора двигаться дальше!
Третий день у нас был самый легким по-плану, набор высоты только в начале до трассы, а потом преимущественно ровная дорога. Финальная точка 3-го дня – залив перед поселком Тонг.
В этот день мы проехали через одни из самых красивых мест нашего путешествия, дорога по большей части шла рядом с берегом, Иссык-Куль был бирюзово-синего цвета. Уже по традиции день не обошелся без дождя, который отчаянно поливал нас перед обедом. В районе Тамги, вышло яркое палящее солнце и открыло нашему взгляду неимоверно красивые пейзажи возвышающихся вокруг гор.
На обеде в кафе мы встретили и киргизов из Бишкека, и 2 русские семьи из Казахстана, приехавшие сюда через Кегень с внушительными запасами алкоголя, и польскую парочку, путешествующую автостопом. Поляки интересовались у нас, как проехать к мертвому озеру, но, завязав беседу с русскими за рюмкой крепкого вина, они вместе с ними к этому озеру и уехали! В общем, народ веселый там был.
Это была середина нашего путешествия – очень хотелось уже не просто искупаться, а помыться! Вода в этот день, по закону подлости, оказалась самой холодной за все время нашего велотура. Ну что же, будем закаляться – подумала я, намылила голову шампунем и нырнула в воду. С трудом, но моему примеру последовали остальные. Вновь надвигающаяся туча, не давала много времени на раздумья – нужно было успеть не только помыться, но и просушить мокрые палатки и влажные спальники.
Какое же блаженство было поваляться под горячим солнцем и просто расслабиться! Уже ближе к закату мы двигались почти по пустой трассе, в полной тишине и спокойствии, разглядывая мелькающие каньоны, верхушки гор и отражающееся в воде солнце – это был особенный отрезок пути, состояние напоминало какую-то вело-медитацию.
Выбрав удачное место перед поселком Тонг, мы как и планировали остановись на ночёвку. Берег оказался каменистым, да и солнце уже садилось – решили не купаться. Ночному дождю мы уже не удивлялись. Итог дня 93 км.
Итак, 4-й день! По-плану он был самым сложным из всех: и по расстоянию, и по набору высоты. Дневной перепад высоты составлял 400 метров. Нас ожидал подъем на перевал, выше поселка Боконбаево, запланированное дневное расстояние было более 110 км. Этого дня я, собственно, больше всего и опасалась, потому как моя нога, травмированная этой весной на лыжах, не переставала болеть с полудня первого дня, вечерами было больно даже сесть на корточки. Все путешествие я старалась ехать на минимальной передаче, на подъемах подталкивая левую педаль пяткой – в принципе я ожидало, что так может быть, но уж очень хотелось проехать этот круг!
Вокруг нас в этот день открывались такие красоты, что боль в колене забывалась сама собой – я просто не отрывала взгляда от горных пейзажей! Финальный подъем на перевал был затяжной – около 15 километров.
На небе не было ни облачка – для меня это был, пожалуй, самый жаркий момент путешествия, хотя вполне терпимый. Важно рассчитать так, чтобы этот отрезок пути выпал у вас на первую половину дня, если вдруг соберетесь ехать как мы! Наконец перевал и 9 километров лихого спуска с него! Ветерок на спуске заставил нас даже померзнуть!
В месте запланированного обеда в поселке Барбулак не оказалось придорожных кафе, и магазины мы также проскочили (нужно было обедать в Кара-Коо). Решили не возвращаться, а заехать на пляж и доесть оставшиеся у нас запасы еды. В итоге уже после 60-го километра нашего дневного пути, мы, подъехали к месту, где берег был наиболее близок к трассе. Это была какая-то маленькая зона отдыха с двумя домиками на берегу. Хозяева обмолвились, что буквально перед нами от них уехал Швейцарец, приехавший из Альп на своей машине, а ранее гостила семья из Рязани.
Наш скромный обед мы дополнили купленными у них домашними яйцами и молоком. Искупавшись, вздремнув и восстановив силы, мы двинулись дальше. В тот день мы должны были заночевать за городом Балыкчи. По дороге к Балыкчам с нами приключился еще один неприятный момент – может быть это конечно была и шутка со стороны лихого киргиза, но нам было совсем не смешно. Двигаясь по трассе на вполне приличной скорости нас по очереди, сначала меня с Зинович, а потом Диму с Максом, с криками пытался столкнуть с трассы какой-то придурок на небольшой грузовой машине, с жигули на прицепе! Хорошо, что все обошлось. Так что если едите по трассе и слышите сзади неадекватные крики – сверните лучше на обочину!
В общем, денек выдался нелегким, в обед нас еще видимо разморило солнцем и после ехалось как-то не очень бодро, плюс ко всему мы легко пообедали. Уже на автопилоте подъезжая к Балыкчам на 110 км дневного пути, мы судорожно искали кафе, чтобы поужинать и передохнуть перед последним рывком в 10 км до места ночевки. Как только уселись в кафе, снова зарядил дождь с грозой, а после закатное солнце даже успело хорошо подсушить дорогу.
Выехав из города, мы стали искать ближайший съезд к берегу для ночевки, спустя пару километров свернули на проселочную дорогу, уходящую в поле, а затем на чье-то хозяйство. Стоять с кем-то по соседству нам не очень хотелось, поэтому мы пошли напролом через поле к виднеющемуся вдали берегу. Макс осмотрел местность оценивающим взглядом и сказал, что пройдем, а местами даже и проедем. Но не тут-то было! Через десяток метров все поле стало мокрым, покрытым зелеными кочками с водой – велик удавалось вести за собой с трудом, а потом мы вообще наткнулись на ров заполненный водой! Штурм болота не удался! Пришлось вернуться на трассу и искать другой съезд.
Поныкаясь еще в пару съездов, уже почти на закате мы набрели на дорогу, в конце которой стояла какая-то машина. С первого взгляда рядом ошивался какой-то нетрезвый народец – какого же было наше удивление когда в них мы узнали наших польских друзей, которые искали дорогу к мертвому озеру в Тамге! Это же надо было так встретиться! Они были удивлены встрече не меньше нашего! Их было уже четверо – по дороге они встретились со своими друзьями и продолжили путь на арендованной в Киргизии машине.
Поляки подтвердили, что дороги к берегу здесь нет – кругом сплошное непроходимое болото. Мы отбросили идею водных процедур и вымотанные 120 километрами пути, разбили лагерь рядом с ними! Вообще, место было не менее живописное, хоть и отдаленное от воды.
Итог дня был такой:
Наутро к нам пришло осознание того, что наше путешествие подходит к концу – и стало немного грустно. Хотелось еще пару дней покрутить педали, заехать в отдаленные уголки и ущелья – но всего не успеешь!
В последний 5-й день нам оставалось проехать всего 70 километров до Чолпон-Аты. Этот отрезок пути мне понравился меньше всего, потому что на трассе от Балыкчей был самый большой поток автомобилей, да и места уже не казались такими живописными после южного берега, плюс сказывалась общая усталость за 5 дней пути и лично мне ехалось как-то тяжело. Уже приближаясь к Чолпон-Ате ребята начинали кричать “Ура”, я же в ответ кричала, что еще рано радоваться, вот как будем на автовокзале в Чолпон-Ате, тогда можно. Меня настораживало оживленное движение в курортной зоне, и машины которые выскакивали из-за поворотов, не уступая нам дорогу.
Вот-вот последние метры и теперь: “УУУУУРАААААА”! 498 километров за 5 дней – полный круг по живописнейшим местам Иссык-Куля! Момент финиша был волнительным и очень приятным! Зинович даже прослезилась. Мы облокотили велики и все вчетвером крепко обнялись! Цель достигнута – и это счастье!