Категории трудности в ски-альпинизме и фрирайде
Уже много лет на родине ски-экстрима в Альпах используется категорийная система toponeige rating, которая позволяет дать общую оценку сделанному спуску.
Параллельно с ней существуют Швейцарская и Американская системы с кучей ответвлений. У нас в СНГ бэккантри, ски-альпинизм, ски-экстрим только-только начинают набирать обороты и данный материал предназначен чтобы внести ясность и упорядочить кучу проделанных и будущих маршрутов.
Ведь в альпинизме, скалолазание существуют различные системы оценок. Так почему в ски-альпинизме есть такой громадный пробел?
Например, когда пользуешься альпинистской системой и пишешь в отчетах “я проехал 2б, 3а, 3б”, это мало о чем говорит, и тут нужен более детальный и специализированный подход. Ведь важен не только подъем, но и спуск, условия, перепад, трудности, риск. Фактически когда ты выезжаешь на большую стену, ты не застрахован от падения веревкой, и тут действует совсем другая градация трудностей.
Что самое главное, такая система давно работает и любой спортсмен поймет, с чем ему предстоит столкнуться на выбранном маршруте.
Я призываю начать пользоваться такой системой категорий всех неравнодушных к нашему общему делу, улучшать и дополнять материал где-нужно.
Общая категория трудности
Данный рейтинг отражает сложности в ски-альпинизме и оценки могут расходиться с чистой альпинисткой французской системой, хотя общая оценка склона очень похожа.
Категория трудности | Рельеф – подъем и спуск | Характер склона | Ключевые учаcтки на спуске | Средний уклон | Рейтинг спуска (ski) | Аналог в советской системе |
FПросто |
Легкая холмистая местность. Без препятствий. | Нет риска потери контроля и падения. | Без сужений и ключевых участков. | Менее 28° | Ski 1 – 2 *1 | Плоскач |
PDНе очень сложно |
Обычные открытые пространства с небольшими крутоватыми участками. Кое-где возможны частые повороты для преодоления препятствий. Катание в лесу. | Короткие крутые участки с хорошим выкатом. | Сужения короткие и не очень крутые. | Около 28° | Ski 2 – 3 | Н/К |
ADСредняя сложность |
Короткие крутые участки которых невозможно избежать, некоторые препятствия на среднем уклоне, требующие быстрой реакции от райдера. Kick turns при подъеме. | Более длинные переходы с крутыми ступенями. Риск травм и увечий при потере контроля. | Сужения короткие, но очень крутые. Необходимо делать короткие повороты (kick turns). | Около 35° | Ski 3 до 4 | 1а,1б |
DСложно |
Крутой склон, много препятствий которые требуют отличного владения лыжами. | Переезды между и над скалами, обрывами. На обледенелом склоне при падении возможна смерть. | Длинные, узкие и крутые ключевые участки. Короткие повороты все еще возможны. | Около 40° | Ski 4 – 5 | От 2а до 3а |
TDОчень сложно |
В целом очень крутой склон, частично со скальными сбросами и поясами, много препятствий. | Долгие переезды по крутым ступеням, рампам, над обрывами, большими трещинами. No fall zone. При падении вероятен смертный исход. | Длинные и очень крутые кулуары. Частичная необходимость в коротких поворотах (kick turns) и сползании (side slipping). Возможны участки с дюльфером. | Около 45° | Ski 5 – 5.4 | 3б Но может включать некоторые 4а, 4б и даже 5а.*2 |
ED (EX)Экстремально сложно |
Экстремальный уклон на стене и в кулуарах, нет безопасных точек для остановки. | Как в предыдущей категории, но больше, длиннее, круче, опаснее. | Длинные и очень крутые кулуары, проходы. Возможны только короткие повороты (kick turns) и сползание (side slipping). Необходимость в дюльфере через скальные ступени. | Около 50-55° | Ski 5.4 + | От 5а и выше |
Категории дополняются: + (сложнее) и – (проще)
*1 – Ski 2.2 при плохой обстановке со снегом: лед, фирн, корка и.т.п. Ski 2.1 если спуск на пологом леднике.
*2 – Там где категория дана за счет высоты и прочих факторов, при относительно простом рельефе
Рейтинг спуска (ski)
Рейтинг спуска, отражающий технические сложности. От 1 до 5.
1 | Склоны для начинающих. До 30° и менее 800м. по протяженности. Больше открытые пространства или немного лесистая местность. Уклон не добавляет сложности и риск образование лавин очень маленький. |
2 | Немного технических сложностей при основной простоте склона. Уклон макcимум 35°, который может быть длиннее 800м. Неровности рельефа, лесистая местность, уклон добавляет риск. |
3 | Начало ски-альпинизма: Катание на технику, проходы, траверсы, длинные склоны по 35° и небольшие секции по 40-45°. Густой лес на выкате и сложные проходы в лесу. |
4 | Узкие кулуары или сложные склоны. Длинные участки по 40°. Небольшие участки и проходы по 50°. Неровные ледники. |
5 | Очень сложные и комплексные склоны 45-50° и более. Длинные, продолжительные и крутые кулуары. Большие стены с уклоном 55° где редко бывают хорошие условия. |
Подкатегории | |
5.1 | Короткие секции по 50°, Длинные по 45° (500м.) или участок 300м. со сложным комплексным рельефом. Эта категория включает сложные гребни, выкаты, проходы и большие альпийские склоны со скальниками. |
5.2 | Продолжительный уклон в 50° 200м. и больше. Или очень длинный склон 45-50°. |
5.3 | Уклон склона начинается от 49-50° по 300м. Ключевые участки короткие, но очень сложные. (дюльферы, sideslipping, kick-turns, прыжки со скал) |
5.4 | Экстремальные спуски даже в нормальных условиях. 50, 55°+ |
5.5 | Участки с большим уклоном под 60°. Огромные стены, сераки, трещины. Неоднородный снег. Весь комплекс проблем. |
Фактор риска
В целом, надо понимать, что уже на 35-ти градусном склоне невозможно остановиться на льду и фирне. При падении на 45-ти градусном склоне очень-очень сложно остановиться да же на мягком снегу. А на склоне с уклоном выше 50-ти градусов падение без самозадержания с остановкой невозможно остановить даже в глубоком снегу.
E1 | Кроме деревьев и камней (скал) определенных сложностей склон не представляет. Но комбинация жесткого снега и уклона повышает риск потенциальных травм. |
E2 | На линии падения имеются небольшие скалы или ледовые трещины, повышающие риск увечий при падении. Узкие кулуары с риском удара о стены тоже попадают в эту категорию. |
E3 | Маршрут проходит над скалами или в узком кулуаре, при потенциальной опасности удара о препятствие с потерей полного контроля и падением. Травмы гарантированы, возможна смерть. |
E4 | Узкие кулуары или большие скальные (ледовые) стены. Падение без возможности задержаться. Смерть вероятна. |
В эту категорию не входят многие объективные опасности: камнепады, лавины и.т.д.
Фрирайдры должны рассмотреть эти дополнительные факторы, прежде чем выходить на маршрут!
Факторы добавляющие сложность:
Помимо технической сложности склона, надо отметить следующие факторы:
Общий набор / сброс высоты: Может оказать существенное воздействие на организм и возможность безопасно скатиться.
Длина: 45-ти градусный склон с перепадом в 500 метров может быть гораздо сложнее короткой 50-ти градусной секции.
Рельеф: Узкий кулуар с бутылочным горлышком намного сложнее открытых пространств, где проще сползать и поворачивать.
Освещение: Теневые, темные склоны психологически сложнее похожих по сложности участков, но с хорошей освещенностью солнцем.
И самое главное – состояние снежного покрова:
Если для специалиста по снегу существует почти бесконечное разнообразие снежных кристаллов, то для райдера основными категориями будут жесткий задутый или фирновый покров (важна закантовка) и мягкий снег поглубже (легче остановиться и отдохнуть).
Разнообразие снежного покрова влияет на сложность и зависит от конкретного склона.
Обычно категория трудности базируется на стандартных условиях для данного склона – обычно это фирн, весенняя корка или зимний сыпучий снег.
На склонах с меньшим уклонам корка, которая не держит, может значительно усложнить спуск. На крутых склонах хороший “пух” может снизить сложность, а вот жесткий ледяной фирн наоборот ее повысит.
Рейтинг подхода (I–VII)
Этот категория позволяет определить класс подхода и линию, которую предстоит
проехать. Теоретически есть сходство с рейтингом в Американской системе.
I | Доступ с подъемника или прямо с дороги на машине. Небольшой подход за пару-тройку часов. Минимум усилий. (Сайдкантри на любом курорте, полудневные маршруты) |
II | Подходы и спуск занимают около 1 светового дня. Возможны некоторые элементы туризма и альпинизма. (Маршруты выходного дня) |
III | Более долгие подходы с хорошим набором высоты или техническими сложностями. Возможна многодневка. (л. Туюксу, набор на подходе около 5км.) |
IV | Подходы еще дольше. Многодневка. Технические трудности: переходы по ледникам, работа в связке, и.т.п.(Удаленные ледники в Заилийском Алатау, Терскей, и.т.п.) |
V | Все, что отмечено ранее, но дальше и сложнее. Включает: лазанье с веревкой, прохождение ледников, высоту. (пример п.Талгар) |
VI | Экспедиции. Высота, лазанье с веревкой, прохождение ледопадов. (пример. п. Ленина, Денали) |
VII | Можно помереть даже на подходе. Техническое лазанье, высота, и прочие прелести. (Гималаи, Эверест) |
Примеры
Вот примерная сложность маршрутов в наших горах, Заилийском Алатау.
К примеру, классика экстремального катания:
Gervasutti Col
TD, 5.3, E4 45-55 ̊
AIGUILLE DU MIDI, VOIE MALLORY
(TD+, 5.3, E3, 1500m)
Некоторые спуски Andreas Fransson’a:
DENALI, SOUTH FACE, FIRST DESCENT
(ED, 5.4, E4, 2600m)
COL DE L’AIGUILLE VERT, DIRECT
(TD, 5.5, 50-55 ̊, 850m)
Most people ski the easy variation and claim the grade for the Direct. I’ve skied them both and there’s a big difference.
MONT BLANC, WEST FACE
(TD+, 5.1, E3, 45-50 ̊, 900m) – Tobias Granath and I did it in one day from the first lift and were back in Courmayeur by 3pm.
AIGUILLE DU PLAN, EAST COULOIR of the GRANDE GENDARME, FIRST DESCENT
(TD+, 5.4, E4, 700m).
AIGUILLE DU PLAN, NORTH FACE
(TD+, 5.3, E3, 45-50 ̊ pass. 55 ̊, 500m) – with Tobias Granath.
Кулуар Хорнбайна на Эверест, 8848м. скорее всего имеет максимальную сложность из возможных.
Отличие в сложности D -> TD отчетливо просматривается. Видно есть куда расти 😉
Естественно, такая система открыта и свободна к поправкам и улучшениям!
Я убежден, что горы – это свобода и удовольствие нужно получать на любом склоне, сложном или нет.
Стиль катания и прохождения линий отдельная тема, но на любом маршруте надо стремиться к более чистому и стильному подъему со спуском.
Легко, плавно, быстро, красиво.