пик карнизный Перейти

пик Карнизный, 4075м – боль и страдания, размышления о фрирайде

Честно сказать, но мне особо никогда не хотелось скатиться с пика Карнизный, который и так не был популярен даже у туристов, но в эти выходные 19 Мая был особый расклад, и мы с Женей таки решились на такую дальнюю прогулку. Я чисто для «галочки», а у Жени была своя задумка, тем более он уже был на вершине с RideThePlanet в прошлом году.
Я прикинул 3 варианта подхода, и мы выбрали меньшее из зол – подъем ниже Космостанции через цирк пиков Туран и Турист.

Мы выехали в 5:00 из города и где-то в 6:40 начали подъем на наш четырехтясчник Карнизный, 4075 м. – тема чисто алматинская, спортивная, ведь в основном львиная доля гостей ходят в наше высокогорье с ночевкой.

По пути заметили чьи-то следы среди морен и камней. Печаль.

На перевал между пиками забежали достаточно бодро, но проблема вылезла откуда ее не ждали. Снег был на редкость не скользкий и «глайд» при ходьбе на лыжах был так-себе. Тупило. Я уж хотел использовать дорогой крем в качестве смазки, но решил перетерпеть.

 

Далее пеший траверс по камням с элементами лазанья через жандармы до второго перевала. Снега катастрофически мало. Кстати, около пяти дней тому назад словенец сломал руку на этой самой горе… Такие дела…

С перевала тропежка немного усилилась и лазанье усложнилось. В довесок погода начала портиться, но мы четко решили идти до конца и поймать возможное «окно».

Хорошо хоть за день до событий подсыпало снежку и по ощущениям было 10 см на жесткой подложке, которая при тропежке все-же пробивалось и приходилось выгребать уже по колено.

Вершина – 4 часа 30 минут. Пытка на час быстрее прошлогоднего Жениного подъема, даже с учетом канаток.

Засада заключалась в том, что все наши спуски все-таки затянуло и пришлось проторчать больше часа на вершине. Окно так и не открылось и мы начали наш спуск по классике вдоль гребня справа, почти что по пути подъема. Более сложный спуск вдоль «серпа» в «чаше» и далее в кулуары был невозможен. К сожалению, первые 100 м ехалось на ощущениях в «молоке» и была хорошая проверка вестибулярного аппарата, но потом нам повезло и мы проехали оставшиеся 400 м по леднику Карнизному при нормальной видимости.

Счастье длилось недолго и пришлось ориентироваться в полнейшем тумане по компасу вплоть до домика погранцов.

Небольшой перекур и очередной траверс до Космостанции. Постоянно приходилось то спешиваться, то одевать лыжи. Это 2.8 км. мучений с перепадом в 200-250 м.

С перевала Джусалы-Кезень, то бишь с Космостанции, нас ожидали еще 250 м бонусного спуска, но кайфовым его назвать было очень сложно.

Итого получилось 9 часов, 9 Карл! Из них спуск просто ни о чем. Я думаю если бы получилось проехать вдоль серпа как и задумали, то даже это не компенсировало бы наши страдания.

Если быть объективными,  Карнизная самая бестолковая гора для катания.

Почему, спросите вы?

Абсолютно нелогичные подъем и спуск. 3 перевала за 1 день это слишком даже для нас.

Причем разницы как подниматься и спускаться особой нет – везде выгребать примерно одинаково 3-4 км.
Трудозатраты не соответствуют категории AD-, то есть средняя сложность и даже ниже.

Очень маленький перепад – 500 м.

Любая гора возле Алматы де факто лучше. Будь то Карлытау или пик Молодежный, не говоря уже о пике Советов.

Мне возразят люди, мол Ride The Planet хороший фильм получился. Ну да! Но катание и съемки это две разные вещи. В случае Карнизной хорошо только операторам, ведь на точку съемки на пике Турист доезжаешь на канатке, а райдерам придется страдать в любом случае. Да и в любом кино многое остается как всегда за кадром…

Кому это все нужно то? Думаю, если чисто для «галочки» как и мне, то разок упороться можно.

Еще возможен вариант на 2 дня с проживанием на хижине и он подойдет тем, у кого плохо с акклиматизацией, и тем, кто только начинает свой путь к вершинам фрирайда.

Поиск данных нелогичных вариантов катания начался с перекрытия нашего основного Мало-Алматинского ущелья и с тупости руководства Чимбулака. Не проехать ни на машине, ни на канатке. Такой бред возможен только у нас. Разовый билет с лыжами – нельзя – бери полудневной! Люди попадали в просак не раз и не два. Многое упирается в глупость различных ведомств и общей неорганизованности. Тут вам Казахстан, что вы хотели?

Хотел бы в завершение добавить пару мыслей… Так сказать, развеять необоснованный хайп вокруг этой горы да и многих других маршрутов которые пиарят приезжие гиды.
Чтобы хоть что-то понимать в горах Тянь-Шаня, тут надо жить и как минимум пройти пару-тройку смен в Альплагере, а если повезло научиться у бывалых альпинистов спортивным восхождениям, то и того лучше. В целом на понимание всего уходят годы и даже этого недостаточно! На грамотное катание в здешних местах уходят годы и даже этого недостаточно! Я на досуге могу рассказать 100500 историй о различных фейлах (фатальных и не очень) наших многих «гостей» кто недооценил горы или переоценил себя. Так или иначе решать конечно вам, но к примеру, в этом году снега было мало. Люди в лавинах, поломанные спины, руки и ноги об камни.

Еще линии где больше лазанья и подходов, чем катания, где маршруты состоят из 4-6 продолжительных дюльферов, где подъем не равен удовольствию на спуске – вообще не линии фрирайда, а самоистязание. (Признаю, отчасти моя идея, но изначально линия Олега «Снорга» Королева была правее и съехал он ее без веревок в 2005 г. Сейчас конечно ледник сильно растаял, но с одним дюльфером ехать еще куда ни шло. )

В гайдбуке спуски где большой потенциальный риск поймать «подснежник», конечно же, будут пересмотрены. Тем кто не согласен – смотреть биопик про Шейна МакКонки и в дополнение, если считаете, что дюльфер и рутинная работа с веревкой это круто, так почему бы не поучаствовать в соревах по технике туризма.

На следующий день после нашей с Женей эпопеи я проехался по садам Каменского плато почти 30 км на маунтбайке и могу сказать, что удовольствия было очень много, в отличии от такого катания. Любой спорт – это творчество, но не без логики и смысла. Можно вспомнить цитаты Максима Ионова –

«Сноубординг – это не хайкинг.»

и Анны Ханкевич –

«Катание должно быть эффективным».

И так, друзья, фарта вам немного, снега побольше и эффективного катания.