Europe Freeride Project – Неделя в Chamonix
Часть 0. План
План посетить Европу возник у нас еще в 2011 году, примерно в начале сезона. Мы очень хотели, чтобы это путешествие было настоящим приключением, с возможностью посетить как можно больше мест и раскатать как можно больше павдера, а не просто в стиле «прилетели-покатали-улетели». Нас было четверо: Я (Эрик), Рейдж (Виталик), Аня и Игорь.
Самые дешёвые билеты мы купили по направлению в чудесный город Париж, Международными Авиалиниями Украины (МАУ), далее по плану в аэропорту мы должны были взять машину напрокат (около 1200 евро на 30 дней, Toyota Yaris). Первый курорт, в котором мы хотели побывать — Шамони. Такой выбор был сделан по нескольким причинам: во-первых, Шамони – культовое место и «мекка» фрирайда. Во-вторых, мы должны были встретиться с другом, живущим неподалеку от этого места, без помощи которого мы бы не смогли организовать эту поездку на месяц, так как сделать визу для такого свободного путешествия очень проблематично, и он очень сильно помог нам получить визу в Шенген (привет, Яник! :)).
Далее наш план был относительно прост: заходим на сайт snow-forecast.com, и смотрим, где в Европе сыпет снег, а это может быть где угодно — тот же район Шамони, юг Франции, в районе Бриансона, итальянская часть Альп, Австрия, Швейцария – все Альпы усыпаны горнолыжками, они тут почти на каждой горе.
С виду нет ничего сложного, но на самом деле логистика перемещений и заселения на курорт не так проста, как кажется на первый взгляд.
О том, что из этого вышло, читайте в наших следующих отчётах 😉
Часть 1. Аэротранспорт
Не знаю, почему многие люди боятся летать самолётами. Это был, по сути, мой первый перелёт в сознательном возрасте. Было конечно какое-то волнение, но не настолько, чтобы испытывать панический страх перед железными птицами. По сути, самолёт — это тот же автобус, только с крыльями 🙂
Самая первая проблема, с которой я столкнулся — это то, как перевезти всю горнолыжную снарягу. По правилам МАУ вес багажа не должен превышать 23 кг, плюс ручная кладь, которую можно взять с собой в салон, может весить до 7 кг.
Когда я запихнул в чехол лыжи, скины, палки, обвязку и авалунг — вышло около 12 кг. Потом собрал большой рюкзак на 60 литров, в нём был спальник, коньяк в подарок Янику, немного конфет, кейс со всякими бытовыми штуками типа шампуня, щётки, пасты и т. д., лыжные ботинки (кстати ни разу не лайтовые, вес около 5 кг, если у вас лёгкие ботинки для скитура, то это будет вин!). Взвесил всё это, получилось 16 кг – мда, перегруз.
Для начала я вытащил всё из рюкзака и взвесил его в пустом виде, оказалось, что он сам по себе весит 2 кг (!!!). Пришлось забросить его в угол и брать другой рюкзак на 45 литров, чтобы еще его облегчить я вытащил из него металлические вставки для жёсткости. Пойдет! Получилось 600 г. Затем пришлось оставить шампунь – всё равно большинство бытовых жидкостей можно купить в Европе, а не везти с собой. Также выгрузил лишнюю одежду и половину конфет. После взвешивания –11 кг! Вроде уложился!
В нашем Алматинском аэропорту проблем не было. Мы зарегистрировали билеты онлайн за сутки до вылета, сдали багаж в стойке для бизнес-класса, воспользовавшись преимуществом предварительного бронирования (в эконом-классе была длинная очередь).
Кстати, чехол с лыжами по новым правилам теперь считается отдельной единицей багажа. Работники аэропортов сами не всегда знают в точности правила провоза багажа и различного спортивного оборудования, поэтому нам повезло, и отдельно за лыжи платить не пришлось (на обратном пути из Парижа мы были вынуждены платить 50 евро). Ещё один полезный факт — бинокль и большую камеру можно провозить «нахаляву» с собой в салоне на шее, это не идёт в зачёт тех семи килограмм, которые можно взять с собой в ручной клади.
Перелёт был долгий, но не очень тяжёлый. Из Алматы летели в перманентном рассвете, пересекая несколько часовых поясов. Пролетая над Европой из Киева в Париж, небо было затянуто облаками, и мы так ничего и не увидели из окна 🙁
Часть 2. Fail с машиной
Аэропорт CDG (Шарль Де Голль) просто огромен. За багажом шли очень долго, ехали на какой-то внутренней электричке, опять шли, и по дороге было такое ощущение, что нам просто устроили экскурсию по всему аэропорту 🙂
Багаж наш, к счастью, не потеряли. Лыжи сняли со специального терминала для выдачи крупногабаритного багажа.
Далее мы нашли пункт проката автомобилей возле терминала-2, чтобы забрать забронированную нами машину. Надо отметить, что все операторы, предоставляющие данные услуги удобно располагаются в одном месте. Но вот тут случился fail!
Для оплаты проката и блокировки залога за машину подходят только кредитные карты, а не дебитные, и минимально допустимый уровень карточки – Visa Classic.
У меня на руках была только Visa Electron (я должен был быть записан как основной водитель). У Игоря была Master Сard, но вместе с правами он забыл её дома 🙁
Для того, чтобы взять машину, нужно оплатить аренду и оставить залог, который хитро блокируют с кредитной карточки на весь срок аренды, а затем, после сдачи машины возвращают за вычетом всех ваших косяков (например, штрафы, разбитое лобовое, пробитые шины, царапины и т. п.)
В итоге наш план погулять по вечернему Парижу в день прилёта провалился, и мы уехали на скоростном поезде TGV прямо из CDG в Лион, куда утром на автобусе в 6 часов должен был приехать Рейдж, отдохнувший в солнечной Испании.
Из-за незнания языка мы сели не в тот вагон, и нам пришлось тащить снарягу через весь поезд в самый первый вагон (кстати, вагон по-французски «voitoire», может кому-то на будущее пригодится). Поезда во Франции быстрые! Когда я включил GPS-навигатор и он показывал скорость 290 км/ч, я подумал что телефон поймал реального глюка 🙂
В общем, мы действительно проехали 500 км за 2.5 часа и около 23:00 были в Лионе.
Мне показалось странным, что во Франции вокзалы закрывают на ночь, хотя у нас поезда ходят круглые сутки, а во Франции только примерно с 06:00 до 24:00. После полуночи уборщик мягко попросил нас удалиться с вокзала, где-то недалеко стояли жандармы (видимо для того чтобы помочь выгнать нас если мы не захотим уходить :)), но мы к тому времени как раз нашли комнату на троих за 94 евро.
Еще надо отметить важный момент, что без GPS навигатора в чужой стране такие поездки «под снег» будут очень проблематичны. Для быстрого реагирования нужно ставить все отметки заранее, будь то гостиницы, точки доступа wi-fi, места катания, магазины, заправки и прочее. В этом плане нам очень пригодилось приложение Sygic, где удобно планировать свой маршрут и есть много полезной информации.
Часть 3. Шамони
Проблем с заселением в Шамони у нас не было. Рейдж заранее написал хозяйке хостела «Chalet Ski Station», где он не раз до этого останавливался, и у нас были забиты 4 места на весь срок пребывания. Стоимость хостела — 16 евро в день, душ оплачивается отдельно, 0.75 евроцентов за 5 минут горячей воды. Обстановка конечно не на 5 звёзд, и даже не на две, но зато чувствуется какая-то необычная атмосфера. На стёклах и на дверях наклейки разных команд со всех концов света, которые останавливались в этом хостеле.
Общая кухня, где вечером жильцы готовят себе по очереди еду и обсуждают, как прошёл их катательный день. В целом всё душевненько. Цены на продукты в супермаркете как в Алмате, так что в среднем на человека уходило около 10-12 евро в день. А вот вина и сыры заметно лучше по качеству и дешевле! Мясо дороже.
Очень понравилась сама коммуна Шамони, где на каждом шагу чувствуется горнолыжная и альпинистская культура, существующая в этом месте уже очень давно!
Для сравнения: всё наше лыжное прошлое — это несколько старых фотокарточек где присутствуют какие-то люди на деревянных лыжах в валенках. А в Шамони, где зародилась культура фрирайда, альпинизм и прочие экстремальные горные виды спорта, находиться куча музеев и тематических мест, здесь каждый уголок пропитан историей и подвигами – умопомрочительная гондола на Aguilles Du Midi, 3842м, придуманная еще в начале прошлого века, но построенная только 50-ых годах, по достижении технических возможностей.
Кучу времени мы посвятили походу по разнообразным райдерским магазинам, которых так много, что сложно представить место, где бы их было больше. Покупки, конечно, выходят дороже чем в интернетах, но если учитывать ещё дорогую доставку одиночного товара, то может быть даже и дешевле.
В общем, если собираетесь в район Шамони, но у вас чего-то не хватает, например ботинок, то можете смело брать с собой деньги и купить этот предмет здесь.
Горы здесь не такие как в Алматы. У нас рельеф проявляется постепенно, с небольших холмов, потом предгорья, потом длинная зона леса, потом морены, ледники, вершины, в общей сложности от города километров двадцать. Представьте это всё в уме, а теперь сожмите всё в длину в один километр и вы получите горы в Шамони. Прямо от домика, где мы остановились (высота 1060-1100 м) гондола уходит наверх в зону «Brevent» через лес под углом как минимум 45 градусов, выше на километр начинается основная зона катания с множеством трасс, кресел, бугелей, подъёмников.
Урвать много свежего, нераскатанного снега здесь в Шамони очень не просто, поскольку это «мекка» фрирайда, и райдеров здесь хоть отбавляй, поэтому во время и после большого снегопада раскатывают здесь все склоны просто МОМЕНТАЛЬНО.
Последний снегопад был за пять дней до нашего приезда, и на всех склонах всех зон катания не было ни единого метра нераскатанных участков – все убито в вхлам! Следы были даже в труднодоступных местах, куда можно дойти только на скитуре, а выход с этих маршрутов уходил на какие-то обрывы, где нужно спускаться дюльфером несколько верёвок.
У нас было 5 дней катания по трассам в зонах Brevent, Flegiere, Grand Monte и Le Tour, также в один день мы скатывали с Aguille de Plan (подсадка на Aguille de Midi). В самом начале этого спуска было хорошо, но в зоне леса выкат был не очень удобный, через закатанный обледенелый лес с пешими тропинками. Двух спусков с выгребанием через лес за день нам хватило с лихвой!
По плану мы должны были покатать в Шамони не более 5 дней, и затем двигаться дальше, но по прогнозам на snowforecast в конце недели ожидался powder, и мы ещё не до конца решили вопрос с машиной, поэтому решили задержаться ещё на пару дней пока не наступит ОН, powder day!
Часть 4. Powder day
Оказывается тупняки в powder day это не прерогатива наших горнолыжных курортов, и такое случается и в Европе 🙂
С утра в тот день мы долго ждали, когда откроют нижнюю канатку в Brevent. В штатном режиме она должна была запуститься в 8:50, но в тот день её открыли только в 10:30, и то сначала говорили, что откроют в 10:00. К запуску перед валидаторами собралась большая очередь, ведь всем хотелось раскатать пухляк.
Погода в Шамони была очень тёплая, днём даже плюсовая, хотя в городе лежал снег. Он шёл очень крупными мокрыми снежинками, сам воздух был очень влажным, но свежевыпавший снег не был тяжёлым, наоборот, казался очень мягким. Сначала было непривычно – ведь в Заилийском Алатау нигде такого снега нет. Когда катишься, такое ощущение что ты не в снегу, а в какой-то разреженной воде, или в очень густой пене.
Основные трассы конечно же не ратрачили, поэтому их раскатали за 30 минут почти что до могула. Были слышны взрывы — это наверху, в стороне от основных трасс, взрывали и спускали лавины.
После убийства основных трасс мы нашли отличный кулуар, который уходил в самый вниз, прямо к городу. Мне хватило двух спусков, чтобы полностью вымокнуть и выдохнуться. Рейдж и Игорь спустились по нему ещё пару раз. В конце дня мы реально почувствовали усталость, хотелось просто лечь и лежать. Но впереди предстоял ещё один powder-day на другом курорте — Grand Montes, на котором самую верхнюю очередь открывали только на следующий день ввиду повышенной лавинной опасности.
Следующий день был ещё более изматывающим. Мы, конечно же, были не одни такие умные, кто полез на самый крутой спуск с Grand Monte, таких было весь посёлок Шамони и Арженьтер в придачу.
В очереди мы стояли весь день, и всего в общей сложности (в перерывах между стоянием в очереди :)) мы успели спуститься 4 раза, но зато какие это были спуски… Перепад высот был около 1000-1200 м, старт с перевала, потом по леднику, а потом павдер, павдер, ПАВДЕР! Целые поля павдера с отличным уклоном. За день мы одолели почти 5 км перепада чистого павдера, для сравнения это всё равно что 4 раза спуститься с самой вершины Фурмновки до Медео за один день, плюс конечно же уклон 🙂
Во время таких спусков волей-неволей но приходиться вырабатывать правильную технику езды по пухляку, потому что в задней стойке ты столько не спустишься, ноги быстрее отвалятся. Этим собственно я весь день и занимался 🙂
Заключение
Если вы любите фрирайд, но не были в Шамони, то вам обязательно нужно здесь побывать. Даже не ради каталки, а просто так, зарядиться энергией этого чудного городка. Здесь никто не смотрит на широкие лыжи как на диковинку, потому что здесь почти все с широкими лыжами, и почти все катают фрирайд 🙂
Кстати, по поводу каталки в Шамони. Если хотите проехать какой-нибудь зачётный маршрут, то обязательно наймите гида. Здесь много фрирайдовых маршрутов, и в принципе 300 евро с толпы — не такая большая плата.
Когда здесь поднимаешься на канатке и видишь чьи-то следы, то нельзя по ним тупо катить, потому что неизвестно, что там будет внизу. А там может быть и пропасть, где придется дюльферять. В некоторых местах провешаны «публичные» верёвки, по которым можно дюльфернуть, но толку от них не будет, если у вас с собой нет обвязки и какого-нибудь страховочного устройства (восьмёрки например). А я сильно сомневаюсь, что вы обычно едете катать на курорт в обвязке со всем железом, верно? 🙂
Спасательные вертолёты здесь летают почти каждые два часа, снимают очередного поломавшегося райдера с каких-нибудь скал.
Ах да, чуть не забыл. Наш вопрос с машиной мы решили почти в самом конце нашего пребывания в Шамони (воспользовались карточкой Рейджа, Visa Classic), и затем мы двинулись дальше на поиски нераскатанного павдера и приключений, читайте следующие отчёты о нашей поездке :)))
by Eric =)