Перейти

Europe Freeride Project – Неделя в Chamonix

Часть 0. План

План посетить Европу возник у нас еще в 2011 году, примерно в начале сезона. Мы очень хотели, чтобы это путешествие было настоящим приключением, с возможностью посетить как можно больше мест и раскатать как можно больше павдера, а не просто в стиле «прилетели-покатали-улетели». Нас было четверо: Я (Эрик), Рейдж (Виталик), Аня и Игорь.

sam_1425

Самые дешёвые билеты мы купили по направлению в чудесный город Париж, Международными Авиалиниями Украины (МАУ), далее по плану в аэропорту мы должны были взять машину напрокат (около 1200 евро на 30 дней, Toyota Yaris). Первый курорт, в котором мы хотели побывать — Шамони. Такой выбор был сделан по нескольким причинам: во-первых, Шамони – культовое место и «мекка» фрирайда. Во-вторых, мы должны были встретиться с другом, живущим неподалеку от этого места, без помощи которого мы бы не смогли организовать эту поездку на месяц, так как сделать визу для такого свободного путешествия очень проблематично, и он очень сильно помог нам получить визу в Шенген (привет, Яник! :)).

Далее наш план был относительно прост: заходим на сайт snow-forecast.com, и смотрим, где в Европе сыпет снег, а это может быть где угодно — тот же район Шамони, юг Франции, в районе Бриансона, итальянская часть Альп, Австрия, Швейцария – все Альпы усыпаны горнолыжками, они тут почти на каждой горе.

С виду нет ничего сложного, но на самом деле логистика перемещений и заселения на курорт не так проста, как кажется на первый взгляд.

О том, что из этого вышло, читайте в наших следующих отчётах 😉

Часть 1. Аэротранспорт

Не знаю, почему многие люди боятся летать самолётами. Это был, по сути, мой первый перелёт в сознательном возрасте. Было конечно какое-то волнение, но не настолько, чтобы испытывать панический страх перед железными птицами. По сути, самолёт — это тот же автобус, только с крыльями 🙂

Самая первая проблема, с которой я столкнулся — это то, как перевезти всю горнолыжную снарягу. По правилам МАУ вес багажа не должен превышать 23 кг, плюс ручная кладь, которую можно взять с собой в салон, может весить до 7 кг.

Когда я запихнул в чехол лыжи, скины, палки, обвязку и авалунг — вышло около 12 кг. Потом собрал большой рюкзак на 60 литров, в нём был спальник, коньяк в подарок Янику, немного конфет, кейс со всякими бытовыми штуками типа шампуня, щётки, пасты  и т. д., лыжные ботинки (кстати ни разу не лайтовые, вес около 5 кг, если у вас лёгкие ботинки для скитура, то это будет вин!). Взвесил всё это, получилось 16 кг – мда, перегруз.

Для начала я вытащил всё из рюкзака и взвесил его в пустом виде, оказалось, что он сам по себе весит 2 кг (!!!). Пришлось забросить его в угол и брать другой рюкзак на 45 литров, чтобы еще  его облегчить я вытащил  из него металлические вставки для жёсткости. Пойдет! Получилось 600 г. Затем пришлось оставить шампунь – всё равно большинство бытовых жидкостей можно купить в Европе, а не везти с собой. Также выгрузил лишнюю одежду и половину конфет. После взвешивания –11 кг! Вроде уложился!

В нашем Алматинском аэропорту проблем  не было. Мы зарегистрировали билеты онлайн за сутки до вылета, сдали багаж в стойке для бизнес-класса, воспользовавшись преимуществом предварительного бронирования (в эконом-классе была длинная очередь).

Кстати, чехол с лыжами по новым правилам теперь считается отдельной единицей багажа. Работники аэропортов сами не всегда знают в точности правила провоза багажа и различного спортивного оборудования, поэтому нам повезло, и отдельно за лыжи платить не пришлось (на обратном пути из Парижа мы были вынуждены платить 50 евро). Ещё один полезный факт — бинокль и большую камеру можно провозить «нахаляву» с собой в салоне на шее, это не идёт в зачёт тех семи килограмм, которые можно взять с собой в ручной клади.

Перелёт был долгий, но не очень тяжёлый. Из Алматы летели в перманентном рассвете, пересекая несколько часовых поясов. Пролетая над Европой из Киева в Париж, небо было затянуто облаками, и мы так ничего и не увидели из окна 🙁

Часть 2. Fail с машиной

Аэропорт CDG (Шарль Де Голль) просто огромен. За багажом шли очень долго, ехали на какой-то внутренней электричке, опять шли, и по дороге было такое ощущение, что нам просто устроили экскурсию по всему аэропорту 🙂

Багаж наш, к счастью, не потеряли. Лыжи сняли со специального терминала для выдачи крупногабаритного багажа.

Далее мы нашли пункт проката автомобилей возле терминала-2, чтобы забрать забронированную нами машину. Надо отметить, что все операторы, предоставляющие данные услуги удобно располагаются в одном месте. Но вот тут случился fail!

Для оплаты проката и блокировки залога за машину подходят только кредитные карты, а не дебитные, и минимально допустимый уровень карточки – Visa Classic.

У меня на руках была только Visa Electron (я должен был быть записан как основной водитель). У Игоря была Master Сard, но вместе с правами он забыл её дома 🙁

Для того, чтобы взять машину, нужно оплатить аренду и оставить залог, который хитро блокируют с кредитной карточки на весь срок аренды, а затем, после сдачи машины возвращают за вычетом всех ваших косяков (например, штрафы, разбитое лобовое, пробитые шины, царапины и т. п.)

В итоге наш план погулять по вечернему Парижу в день прилёта провалился, и мы уехали на скоростном поезде TGV прямо из CDG в Лион, куда утром на автобусе в 6 часов должен был приехать Рейдж, отдохнувший в солнечной Испании.

Из-за незнания языка мы сели не в тот вагон, и нам пришлось тащить снарягу через весь поезд в самый первый вагон (кстати, вагон по-французски «voitoire», может кому-то на будущее пригодится). Поезда во Франции быстрые! Когда я включил GPS-навигатор и он показывал скорость 290 км/ч, я подумал что телефон поймал реального глюка 🙂

В общем, мы действительно проехали 500 км за 2.5 часа и около 23:00 были в Лионе.

Мне показалось странным, что во Франции вокзалы закрывают на ночь, хотя у нас поезда ходят круглые сутки, а во Франции только примерно с 06:00 до 24:00. После полуночи уборщик мягко попросил нас удалиться с вокзала, где-то недалеко стояли жандармы (видимо для того чтобы помочь выгнать нас если мы не захотим уходить :)), но мы к тому времени как раз нашли комнату на троих за 94 евро.

Еще надо отметить важный момент, что без GPS навигатора в чужой стране такие поездки «под снег» будут очень проблематичны. Для быстрого реагирования нужно ставить все отметки заранее, будь то гостиницы, точки доступа wi-fi, места катания, магазины, заправки и прочее. В этом плане нам очень пригодилось приложение Sygic, где удобно планировать свой маршрут и есть много полезной информации.

Часть 3. Шамони

sam_1362

sam_1480

Проблем с заселением в Шамони у нас не было. Рейдж заранее написал хозяйке хостела «Chalet Ski Station», где он не раз до этого останавливался, и у нас были забиты 4 места на весь срок пребывания. Стоимость хостела — 16 евро в день, душ оплачивается отдельно, 0.75 евроцентов за 5 минут горячей воды. Обстановка конечно не на 5 звёзд, и даже не на две, но зато чувствуется какая-то необычная атмосфера. На стёклах и на дверях наклейки разных команд со всех концов света, которые останавливались в этом хостеле.

sam_1473

Общая кухня, где вечером жильцы готовят себе по очереди еду и обсуждают, как прошёл их катательный день. В целом всё душевненько. Цены на продукты в супермаркете как в Алмате, так что в среднем на человека уходило около 10-12 евро в день. А вот вина и сыры заметно лучше по качеству и дешевле! Мясо дороже.

sam_1482

Очень понравилась сама коммуна Шамони, где на каждом шагу чувствуется горнолыжная и альпинистская культура, существующая в этом месте уже очень давно!

Для сравнения: всё наше лыжное прошлое — это несколько старых фотокарточек где присутствуют какие-то люди на деревянных лыжах в валенках. А в Шамони, где зародилась культура фрирайда, альпинизм и прочие экстремальные горные виды спорта, находиться куча музеев и тематических мест, здесь каждый уголок пропитан историей и подвигами – умопомрочительная гондола на Aguilles Du Midi, 3842м, придуманная еще в начале прошлого века, но построенная только 50-ых годах, по достижении технических возможностей.

sam_1372

Кучу времени мы посвятили походу по разнообразным райдерским магазинам, которых так много, что сложно представить место, где бы их было больше. Покупки, конечно, выходят дороже чем в интернетах, но если учитывать ещё дорогую доставку одиночного товара, то может быть даже и дешевле.

sam_1429

В общем, если собираетесь в район Шамони, но у вас чего-то не хватает, например ботинок, то можете смело брать с собой деньги и купить этот предмет здесь.

Горы здесь не такие как в Алматы. У нас рельеф проявляется постепенно, с небольших холмов, потом предгорья, потом длинная зона леса, потом морены, ледники, вершины, в общей сложности от города километров двадцать. Представьте это всё в уме, а теперь сожмите всё в длину в один километр и вы получите горы в Шамони. Прямо от домика, где мы остановились (высота 1060-1100 м) гондола уходит наверх в зону «Brevent» через лес под углом как минимум 45 градусов, выше на километр  начинается основная зона катания с множеством трасс, кресел, бугелей, подъёмников.

sam_1352

Урвать много свежего, нераскатанного снега здесь в Шамони очень не просто, поскольку это «мекка» фрирайда, и райдеров здесь хоть отбавляй, поэтому во время и после большого снегопада раскатывают здесь все склоны просто МОМЕНТАЛЬНО.

Последний снегопад был за пять дней до нашего приезда, и на всех склонах всех зон катания не было ни единого метра нераскатанных участков – все убито в вхлам! Следы были даже в труднодоступных местах, куда можно дойти только на скитуре, а выход с этих маршрутов уходил на какие-то обрывы, где нужно спускаться дюльфером несколько верёвок.

sam_1317

У нас было 5 дней катания по трассам в зонах Brevent, Flegiere, Grand Monte и Le Tour, также в один день мы скатывали с Aguille de Plan (подсадка на Aguille de Midi). В самом начале этого спуска было хорошо, но в зоне леса выкат был не очень удобный, через закатанный обледенелый лес с пешими тропинками. Двух спусков с выгребанием через лес за день нам хватило с лихвой!

sam_1386

По плану мы должны были покатать в Шамони не более 5 дней, и затем двигаться дальше, но по прогнозам на snowforecast в конце недели ожидался powder, и мы ещё не до конца решили вопрос с машиной, поэтому решили задержаться ещё на пару дней пока не наступит ОН, powder day!

Часть 4. Powder day

sam_1476

Оказывается тупняки в powder day это не прерогатива наших горнолыжных курортов, и такое случается и в Европе 🙂

С утра в тот день мы долго ждали, когда откроют нижнюю канатку в Brevent. В штатном режиме она должна была запуститься в 8:50, но в тот день её открыли только в 10:30, и то сначала говорили, что откроют в 10:00. К запуску перед валидаторами собралась большая очередь, ведь всем хотелось раскатать пухляк.

Погода в Шамони была очень тёплая, днём даже плюсовая, хотя в городе лежал снег. Он шёл очень крупными мокрыми снежинками, сам воздух был очень влажным, но свежевыпавший снег не был тяжёлым, наоборот, казался очень мягким. Сначала было непривычно – ведь в Заилийском Алатау нигде такого снега нет. Когда катишься, такое ощущение что ты не в снегу, а в какой-то разреженной воде, или в очень густой пене.

Основные трассы конечно же не ратрачили, поэтому их раскатали за 30 минут почти что до могула. Были слышны взрывы — это наверху, в стороне от основных трасс, взрывали и спускали лавины.

После убийства основных трасс мы нашли отличный кулуар, который уходил в самый вниз, прямо к городу. Мне хватило двух спусков, чтобы полностью вымокнуть и выдохнуться. Рейдж и Игорь спустились по нему ещё пару раз. В конце дня мы реально почувствовали усталость, хотелось просто лечь и лежать. Но впереди предстоял ещё один powder-day на другом курорте — Grand Montes, на котором самую верхнюю очередь открывали только на следующий день ввиду повышенной лавинной опасности.

sam_1441

Следующий день был ещё более изматывающим. Мы, конечно же, были не одни такие умные, кто полез на самый крутой спуск с Grand Monte, таких было весь посёлок Шамони и Арженьтер в придачу.

В очереди мы стояли весь день, и всего в общей сложности (в перерывах между стоянием в очереди :)) мы успели спуститься 4 раза, но зато какие это были спуски… Перепад высот был около 1000-1200 м, старт с перевала, потом по леднику, а потом павдер, павдер, ПАВДЕР! Целые поля павдера с отличным уклоном. За день мы одолели почти 5 км перепада чистого павдера, для сравнения это всё равно что 4 раза спуститься с самой вершины Фурмновки до Медео за один день, плюс конечно же уклон 🙂

Во время таких спусков волей-неволей но приходиться вырабатывать правильную технику езды по пухляку, потому что в задней стойке ты столько не спустишься, ноги быстрее отвалятся. Этим собственно я весь день и занимался 🙂

sam_1360

 Заключение

Если вы любите фрирайд, но не были в Шамони, то вам обязательно нужно здесь побывать. Даже не ради каталки, а просто так, зарядиться энергией этого чудного городка. Здесь никто не смотрит на широкие лыжи как на диковинку, потому что здесь почти все с широкими лыжами, и почти все катают фрирайд 🙂

Кстати, по поводу каталки в Шамони. Если хотите проехать какой-нибудь зачётный маршрут, то обязательно наймите гида. Здесь много фрирайдовых маршрутов, и в принципе 300 евро с толпы — не такая большая плата.

Когда здесь поднимаешься на канатке и видишь чьи-то следы, то нельзя по ним тупо катить, потому что неизвестно, что там будет внизу. А там может быть и пропасть, где придется дюльферять. В некоторых местах провешаны «публичные» верёвки, по которым можно дюльфернуть, но толку от них не будет, если у вас с собой нет обвязки и какого-нибудь страховочного устройства (восьмёрки например). А я сильно сомневаюсь, что вы обычно едете катать на курорт в обвязке со всем железом, верно? 🙂

sam_1452

Спасательные вертолёты здесь летают почти каждые два часа, снимают очередного поломавшегося райдера с каких-нибудь скал.

sam_1478

Ах да, чуть не забыл. Наш вопрос с машиной мы решили почти в самом конце нашего пребывания в Шамони (воспользовались карточкой Рейджа, Visa Classic), и затем мы двинулись дальше на поиски нераскатанного павдера и приключений, читайте следующие отчёты о нашей поездке :)))

sam_1486

by Eric =)