Europe freeride project — Швейцария

Фрирайд в Швейцарии — Aletsch Arena, Saas Fee, Zermatt, Nendaz

Швейцария – страна, которая еще из школьных уроков географии вызывала у меня восхищение и неизмеримое желание в ней побывать, хотя на тот момент меня привлекала всего лишь эстетическая красота этих мест, и я не представляла, насколько огромными горнолыжными возможностями располагает этот регион. Впрочем, обо всем по порядку…

zhermat

В нашем европейском путешествии Швейцария занимала последнее место, но связано это было всего лишь с логической последовательностью наших перемещений по Старому свету, и, ни в коем случае, не относилось к качеству катания. Наш путь сюда пролегал через Францию, Италию и Австрию. В последней, кстати, нам так и не удалось покататься, потому что в регионе Serfaus-Fiss-Ladis, где мы хотели остановиться, наша стратегия «приехал — нашел жилье на месте — заселился» не сработала – все адекватные по ценам апартаменты оказались занятыми до марта! Засев за кружкой пива и бесплатным wi-fi-ем в одном курортном австрийском пабе, мы, после тщетных поисков райдерского приюта, решили таки двигаться в Швейцарию, тем более что дела со свежим снегом в Австрии на тот момент обстояли не очень радостно, да и прогноз на любимом snow-forecast.com не обещал никаких изменений. Решение принято, не теряя времени, выезжаем в ночь по направлению к Швейцарскому курорту Aletsch Arena, который в одном из отчетов российских про-райдеров, был нахвален как не дорогое место для проживания с интересным рельефом.

Маршрут выбран, едем по крутым горным серпантинам, навигатор приятным и разборчивым женским голосом сообщает о каждом повороте, но тут вдруг говорит: «…поверните направо и сразу воспользуйтесь паромом»! «Каким еще паромом?!» — возмущенно спрашиваем мы друг друга, может быть «поворотом», может она что-то путает?! А нет! Проезжаем через небольшой туннель со шлагбаумом, а за ним на железнодорожных рельсах стоит открытый состав – может мы чего и напутали, но назад дороги нет. Работник жд-службы показывает нам, чтобы мы не тупили и заезжали на паром. Всего лишь 40 франков и мы с круглыми от удивления глазами, сидя в авто на пароме двигаемся сквозь длинный туннель, на обратную сторону горы.

parom

Позже этой ночью, два раза упершись в лавинные завалы на горных дорогах, мы поняли, что передвигаться без паромов здесь никак не получиться. После очередной ночи в машине и еще нескольких паромов, мы наконец-то добрались в кантон Valais, в городок под названием Morel-Filet, который находится внизу объединенной зоны катания Aletsch Arena.

После непродолжительных поисков жилища, мы поселились в уютных трехместных апартаментах за 22 франка с носа в день, что по Швейцарским меркам вполне недорого. Еще 12 франков пришлось выложить за так называемый «туристский налог», который мне, кстати, платить не пришлось, так как ребята невольно сделали меня незаконно-проживающей, сказав, что нас всего трое. Благо, что в апартаментах не было никакого смотрителя!

Находящаяся над нами горнолыжная зона Aletsch Arena, включающая в себя три курорта Bettmeralp, Riederalp и Fischeralp, оказалась, пожалуй, единственным неудачным местом, которое мы видели в Европе. Дело в том, что трассы там расположены по большей части не вертикально сверху вниз, а как-то горизонтально с небольшими уклонами, с какими-то непонятными траверсами, резкими подъемами и спусками, и даже при большом количестве снега делать там нечего! На этом примере мы в очередной раз убедились в субъективности райдерского мнения, а увидев, что этот курорт в 2012 году получил награду как один из лучших европейских горнолыжных курортов, мы вообще впали в ступор. Уже дома, в Алматы, я нашла статью, где описывались критерии выбора лучшего курорта: «…без чёткого предложения и гибкой политики на удовлетворение запросов отдыхающих, ни один курорт не может быть конкурентоспособным в текущих реалиях, а тем более в будущем. Только красивая гора, лесок и современный подъёмник теперь не прокатит». Так что задумайтесь, что вам важнее: «гибкая политика» или «интересный рельеф для катания»?!

Aletch

Но отсутствие нормального катания на этом курорте нас ничуть не расстроило, а все потому, что мы находились в самом горнолыжном кантоне Швейцарии – Valais, где насчитывается около 50 курортов, на вполне доступном расстоянии.

Следующим местом, куда мы отправились, была зона катания под названием 4 Долины (4 Valles), объединяющая горнолыжные курорты Verbier, Nendaz, Veysonnaz, La Tzoumaz и Thyon – все вместе это 400 км подготовленных трасс и огромные возможности для фрирайда. Впрочем, у вас всегда есть выбор – купить самый дорогой абонемент сразу на все курорты (69 франков = 11 178 тенге), либо обойтись абонементом на зону катания Printse, в которую входят Nendaz, Thyon, Veysonnaz (53 франка = 8586 тенге), чего вполне может быть достаточно, особенно в плохую погоду.

Nendaz

На тот момент свежего снега в четырех долинах уже давненько не было, и найти нетронутую целину было не так-то просто. Чтобы оставить свой свежий след на склонах Щвейцарских альп, мы решили немного пройтись по гребню от верхней станции Plan-du-Fou. Спускались вниз к подъемнику мы через удивительный редкий лес с огромными лиственницами – это отличное место для катания, особенно по свежевыпавшему снегу.

В тот вечер погода резко улучшилась – пришел фронт с осадками, и следующий день подарил нам отличную солнечную погоду и долгожданный powder в Швейцарии. Этот день мы провели на курорте Saas-Fee, который просто поразил мое воображение.

Проделав путь в 42 км от нашего «швейцарского гнездышка» мы оказались в долине Saastal на курорте Saas-Fee. Здесь, как и на многих других курортах Швейцарии, запрещено движение автомобилей и передвигаться можно либо пешком, либо на электромашинах, которые курсируют от каждого отеля. Оставив наш родной Reno Megan на многоярусной парковке, мы отправились за скипассами к нижней гондольной станции Alpin Express.

Приближаясь к подъемнику все сложнее было устоять от открывающейся перед нами красоты – из тумана появлялись нереально высокие, словно сказочные горы с нависающими ледниками. Тринадцать пиков высотой более 3000 метров окружают курорт, будто защищая его. Покрытые снегами вершины, одна из которых — The Dom (4545 м, третья по высоте вершина в Альпах), образуют уникальный природный фон для Saas-Fee.

Эрик как всегда умчался вперед, а мы с Игорем, как будто в последний раз судорожно снимали все эту красоту на фото и видеокамеры.

saas-fee

Заплатив 58 франков (9396 тенге) за пол дня катания, мы в предвкушении начали подъем на первой очереди гондольной дороги до станции Morenia, на высоту 2550 метров. Увидев свежий снег, мы не удержались и, прежде чем отправиться выше, сделали несколько спусков вдоль бугельного подъемника на леднике, кстати, кроме нас тут почти никого не было. Казалось бы, уже и так все отлично, но самое вкусное было еще впереди!

skilift

Следующая очередь закинула нас еще на 500 метров выше, откуда к нашему удивлению мы нашли совершенно нетронутый склон, прямо вниз от трассы – «и почему здесь никто не скатывается» — подумали мы и рванули вниз по мягкому павдеру.

Но, оказалось, подняться можно еще выше, но уже не канатке, а на самом высокогорном в мире подземном метро, которое за 5 минут поднимает тебя на 500 метров по вертикали до отметки 3500 над уровнем моря на вершину Allalin – просто поразительная инфраструктура!

И тут нас ждал самый сладкий спуск этого дня – солнце в зените, видимость превосходная, снег глубокий, а склон большой, крутой и нетронутый! Пролетев вниз прямо по телу ледника, мимо нависающих сераков и трещин, мы решили, что непременно вернемся сюда завтра, прихватив с собой обвязки с ледобурами, чтобы открыть для себя новые, чуть более сложные, но требующие подстраховки спуски.

saas fee glasier

Этот маршрут мы повторили еще несколько раз и безумно довольные катанием спустились вниз в деревню Saas-Fee, где уже вовсю гремело шумное après-ski – «…так вот, почему на склонах никого нет – они все здесь, в барах тусуются».

В тот вечер мы наблюдали удивительную игру теней над могучими четырех тысячниками, окружающими курорт – ветер неистово сдувал свежий снег с вершин, а закатное солнце заливало все это яркими красками.

Тот самый ветер на следующий день превратил все мягкие накануне фрирайдные спуски в конкретный «жесткач», резко ухудшив лавинную обстановку, за счет переноса снега и резкого перепада температур.

А завершилось наше путешествие по Швейцарии посещением известного курорта Zermat, где я, в первую очередь получила огромное эстетическое удовольствие от лицезрения фантастически красивой вершины Маттерхорн, которая гордым исполином возвышается над Церматом.

Это именно то место, где в полной мере чувствуется Швейцарская роскошь и комфорт, начиная с того момента как ты садишься в поезд, который везет тебя до Цермата, заканчивая шопингом в дорогих курортных магазинах.

sunset saas

В последний день перед отъездом была очень теплая погода, уютно устроившись на мансарде наших апартаментов, мы ели вкуснейшее мороженное, запивали его игристым вином, а потом бродили посреди курортных домиков в поисках водопада, смеясь и наслаждаясь жизнью!

А потом была дорога, грязный и шумный Париж, ночь в аэропорту и возвращение домой.

eifel

paris

airport

Если вдруг Вы соберетесь в эти прекрасные Швейцарские края, где мы побывали, возможно вам пригодятся вот эти  карты курортов, где я отметила интересные на мой взгляд склоны, на которых мы успели покататься.

Фрирайд в Saas Fee

Saas Fee

Зона 1 – интересное катание вне маркированных трасс, крутизна склонов до 35 градусов, необходимо лавировать между большими трещинами и сераками, трещины в основном открытые и хорошо просматриваются. Необходимо иметь с собой обвязку, ледовый бур (для сноубордистов желательно наличие ледоруба, для самозадержания в случае срыва).

Зона 2 – катание по негустому лесу, по очень интересным заснеженным  «подушками».

Зона 3  –  несложное катание вдоль трассы с уклоном до 20 градусов с выкатом к подъемнику, не следует соваться сильно влево, так как там есть трещины и выкатить к подъемнику будет сложно.

Зона 4 – фрирайдный спуск к деревне с пересечением трасс. Внизу интересный негустой лес, с возможностью «попрыгать».

Фрирайд в 4 valles (Nendaz)

Nendaz

Зона 1 — внетрассовое катание с гребня, который отходит влево от канатной станции Plan du Fou, в зависимости от расскатанности близких к подъемнику участков, можно уходить по гребню дальше (20-30 минут пешком). Важно просмотреть спуск вниз, чтобы не выехать на скалы. В нижней части спуск проходит по редкому лесу с огромными лиственницами.

Зона 2 — интересный спуск вдоль подъемника с разнообразным рельефом: лес, подушки и т.д. Спуск будет интересен после снегопада.

Aletsch Arena       

Aletch Arena

Зона 1 — это тот самый «неудачный курорт», который находился непосредственно над тем местом, где мы жили (Breiten 900 m),  в зоне 1 я отметила дурацкий траверс между курортами, если Вам вдруг все-таки придется там побывать, я бы не советовала пользоваться этим траверсом, поскольку на нем приходится разуваться даже лыжникам, не говоря уже о сноубордистах.