Перейти

Сказочный Узбекистан, Фрирайд в Бельдерсае

Сказочный Узбекистан. Автор – Слава Рунич 2009г. https://freeski.ru/news/2009/173/

Я давно хотел попасть в горы Средней Азии. Я родился и вырос на Кавказе в Приэльбрусье и с детства от отца и матери слышал о горах, расположенных на  востоке.  Гиндукуш, Тянь-Шань, Памир – эти географические названия я не раз слышал от родителей и их друзей, ведь я с малых лет был, говоря современным языком, в тусовке гляциологов, метеорологов, лавинщиков.  Мой отец был известным человеком в этих кругах, он работал в Высокогорном Геофизическом Институте (ВГИ), его знали в МГУ, ПНИИИСе  Госстроя СССР, Ташкентских и Тбилисских профильных институтах. Он часто бывал в Ташкенте, оттуда он привозил азиатские дыни, восточные сладости и пахучие специи. С тех пор мама по праздникам готовит плов в казане по рецепту, привезенному из Узбекистана моим отцом.

И вот в этом году так сложились обстоятельства, что вместо дорогого Швейцарского Вербье я решил с группой участников  проекта «Фрирайд с гидами» наконец-то  посетить Чимган-Бельдирсай. Я заранее списался с местными гидами-  Олегом Черногорским и Григорием Требисовским, которые работают на Хели-ски, и меня с радостью ждали в гости. Они, как оказалось, ещё с советских времён знают нашего Терскольского лавинщика -Игоря Комарова и вместе работали несколько сезонов в Приэльбрусье. Меня приняли как родного. Олег сразу познакомил меня  с Григорием, с Гали (начспасом канатки Бельдирсай),  Сашей Черных (гидом-лавинщиком.),  Александром Солдатовым ( начальником метеостанции на Бельдесае).  Я сразу понял, что попал в общество профессионалов, имеющих огромный опыт в горах, которые досконально знают свой район. Они мне подсказали, где какие спуски можно сделать с канатных дорог и маршруты бэк-кантри, какая снего-лавинная обстановка,  на каких экспозициях надо быть поосторожнее.  Я до поездки проштудировал весь Интернет, собрал сведенья от тех, кто побывал в этих краях, мне прислали фотографии склонов, где было видно какие спуски можно сделать, но рекогносцировка на месте с профи дала полную ясность, что делать. Итак,  «в разведку боем».

Накануне шёл снегопад, поэтому везде целина. Тут нет ратраков., поэтому первые дни перед новым годом  раскатываем трассу, убиваем целину вместе с немногочисленными  туристами, которые, в основном, сноубордисты из Москвы, Алма-Аты, Новосибирска.

Хорошо катающихся на склоне единицы. Очередей нет. Поднимаясь на нижней креселке, а это аж 25 мин, успеваешь рассмотреть все близлежащие склоны, насладиться красотами окружающих гор, слиться с природой, но и чуть подзамёрзнуть. Чтобы попасть на верхний бугель, надо пройти 200м вверх по склону, поэтому как раз успеваешь согреться, видимо, те, кто проектировал канатку, невольно предусмотрели это.

Катаемся на верхнем бугеле Бельдирсая, на Кумбеле, так называется верхняя часть горы. Перепад 200м, широкий склон, средний уклон, есть карнизы и перегибы рельефа, с которых можно комфортно прыгать- то, что надо для разминки- своеобразный мини полигон для фрирайда. В группе пока трое- двое проверенных чегетскими склонами бойцов и познакомившийся на бугеле со мной Виталий из Алма-Аты, ему скучно со своими «утюгами-чайниками» – друзьями сноубордистами и он с удовольствием присоединяется к нам в компанию. В конце дня делаем первый внетрассовый спуск.

По традиции проекта «Фрирайд с гидами» встречаем Новый Год на горе на метеостанции, всё происходит в спешке, часть группы прилетела только утром и сразу на склон. Нас полный комплект- пятеро, ну и я.  Преодолевая периодические возникающие препятствия в виде руководства канаток, мы на последних креслах поднимаемся до бугеля к 5 часам вечера, но нам категорически отказывают в подъёме на бугеле. Переговоры результата не дают. Гали (начальник спасателей) закрывает трассу, дико извиняясь, что не может нам помочь с подъёмом, советует подняться пешком вдоль бугеля, где по укатанной лыжне меньше проваливаешься. Мы прощаемся с ним – он закрывает спуском этот трудный 2008 г, а мы должны открыть не мене трудный  2009г ночным спуском.

Крепим лыжи к рюкзакам, где есть всё для праздничного стола и уже в ночи идём вверх. 50-минутное предновогоднее бэк-кантри под молодым месяцем! Внизу огоньки посёлков,  вдалеке мерцает Ташкент- это то, что   на всегда запомнят все. Входим  на метеостанцию, нас там ждали, хотя уже думали, что нас не будет, так как уже 19-00. Хозяйка, Ирина, со своей дочерью Татьяной,  как вся женская часть СНГ, готовила салаты и была несколько удивлена, что всё-таки добрались до них.   Дальше всё было почти как у всех  –праздничный стол, тосты, танцы и даже для желающих баня, только вместо выступления нашего президента Медведева, диктор местного телевиденья зачитывает новогодние поздравление «папы» (так называют тут президента Каримова), текст из застойный 80-х…..,  звон бокалов и мы на 2 часа раньше Кавказа и Москвы встретили 2009г.

А дальше, как ни у кого – в 1 ночи начинаем спуск с фонариками  на лбу, едем не спеша гуськом по трассе с остановками, любуясь ночной красотой, алкоголь быстро выветрился, и через 20 минут мы внизу, где в единственном кафе у канатки гуляет молодёжь. Группа разъезжается по отелям, я остаюсь в кафе и «зажигаю» до закрытия заведения.

Утром иду на гору, и только один Виталик из Казахстана составляет мне компанию. 1 января – солнце, народу мало, все отходят от встречи Нового Года, моя группа отсыпается… и только мы вдвоем. Такие дни я называю райдерскими – когда «мочишь без остановки», благо Виталик не отстаёт, едет  по«альпинойдному» – уверено, без падений и, главное, быстро. Успеваем сделать 4 внетрассовых спуска – рельеф интересный, мини кулуарчики, скалы, лес из арчи ( у нас дерево называется туя- вечнозелёное дерево, часто используется в парках), с ходов прыгаю со всех камней, которые попадаются по траектории намеченного спуска. Снег лёгкий, пушистый, очень скользкий. Приземления, как в перину, супер комфортно. Я «оторвался» – пока 1 января-лучший день в этом сезоне!!!!!!

2-го января – потеплело, внизу идёт дождь, наверху снег, плохая видимость, огромная очередь с утра – на новогодние выходные подвалило местного катающегося народу и «шапок» (местных жителей без лыж). Стоим по времени как на Эльбрусе, только тут без навеса –мокнем, а наверху ветерок, не комильфо….. Делаем пару спусков и по домам -сушиться….

В ночь идёт снег, днём слабые осадки, видимость не очень – решаем ехать на Чимган.

Там три склона с подъёмниками, два бугеля для начинающих и один кресельный. Кресла идут быстрее, чем на Бельдерсая. Перепад метров 400. Под канаткой чаша, своеобразный большой кулуар, в который с обеих сторон по хребту заходы для спусков, рельеф похож на Бельдерсай –кусты, арча, камушки для прыжков, крутые мини кулуарчики в верхней части., единственно плохо – нет видимости.  Следующий день –солнце, и мы всей группой раскатываем Чимган, делаем фотосессию, поочерёдно снимаем друг друга.

Докатываем всю целину под канаткой, потом уходим раскатывать другие экспозиции, благо, форма горы, как купол, можно спуститься в любую сторону с последующим траверсом по плоскости к канатке Успеваем за день всё раскатать, поэтому последующие дни докатывем на Бельдерсае.

Чтобы меньше стоять в очереди и сэкономить время на подъёме спускаемся до подсадки. Так, за день успеваем максимум сделать  пять спусков с перепадом каждого спуска примерно 600м. Это вполне достаточно для нагрузки, перед заключительным спуском стараемся успеть до сумерек заехать на метеостанцию на блины с чаем, больше по времени не успеваем сделать ещё один пуск, а путь вне трасс всё равно лежит через этот уютный дом- хижину.

Район внетрассовых  спусков расположен по хребту Кумбеля,  расположенному орографически вправо, от верха бугеля. С него уходят два кулуара, которые часто лавиноопасны – в верхней части подветренные  воронки, куда надувает снег. Они образуют два серьёзных лавинных очага, перед нашим приездом они сошли, поэтому в нашем случае мы могли по ним катать безопасно. Их разделяют контрфорсы, они относительно безопасны в любое время. Мы постепенно раскатываем всю эту область, отступая каждый раз вправо, нам этого хватило на два дня, не повторяя ни один маршрут. И только к концу нашего пребывания  по нашим следам стали спускаться другие, и, как это бывает на Чегете, после нас началось тотальное катание внетрасс.

В заключительный день нам остаётся для качественного завершения программы -бэк-кантри маршрут на северо-западном хребте большого Чимгана. Поднимаемся на бугеле, там какие-то сноубордисты протропили по хребту до предвершинной полки, нам это в масть – значительно экономит силы и время. По пути подъёма просматриваю возможные траектории для спуска, подмечаю, что на  крутых склонах сошли лавины- надо быть вдвойне осторожнее. Два часа подъёма – и мы на хребте. Выбираю наименее крутой склон для спуска, даю установку – ехать по одному от одного места сбора до другого чтобы не перегружать склон. Едем с расстановкой, спешить некуда, ведь это наш заключительный спуск в Узбекистане, смакуем  снег. А тут он особенный –сухой, скользкий, мягкий как пух.

Всё! Финиш! Смотрим на спуск – красиво вписали свои следы в картину сказочных гор  Чимгана!

Я попал в атмосферу, напоминающую мне родной Кавказ- доброжелательность, открытость, гостеприимство, и даже стиль, манера и акцент. с которым тут говорят мне, казался похожим до боли на балкарский. Поразительно, но даже в конце разговора по мобильнику, часто говорят «хоп», также как и в Балкарии, а не московкое «пока-пока».

Слава Рунич 2009г.